Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

 facebook-logo-png-impending-10.png Instagram_icon.png


App-store.pnggoogle-play-badge_ru.png

Онлайн-шопинг: какие ловушки могут встретиться в Сети

06.05.2020
Онлайн-шопинг: какие ловушки могут встретиться в Сети

Покупки в интернете в условиях чрезвычайного положения и карантина стали обыденностью. В режиме онлайн граждане заказывают практически все: ресторанные блюда, продукты питания, товары народного потребления, бытовую технику и многое другое. Но в погоне за качественным товаром по низкой стоимости можно попасть в ловушки мошенников, которые активизировались в период пандемии коронавируса. Какие именно финансовые ловушки могут встретиться на просторах Всемирной сети, расскажет Fingramota.kz.

 

1. «Кот в мешке». Во-первых, покупая товар в незнакомых Интернет-магазинах или у сомнительных продавцов на различных виртуальных торговых площадках, человек может получить товар ненадлежащего качества. Ожидая оригинальный товар за полцены и получая подделку различных умельцев, покупатель явно расстроется. Или товар вышлют совсем не тот, или с другими характеристиками, который, по словам продавцов, не подлежит обмену и возврату.

2.  «Остаться с носом». Случается, выбрал товар в Интернет-магазине, оплатил покупку полностью, а остался и вовсе без ничего. Заплатил деньги, а товара нет? Такое тоже бывает. Продавцы при этом завлекают покупателей различными всевозможными акциями, низкими ценами, при этом на сайте Интернет-магазина отсутствуют данные об юридическом адресе, владельцах и другая важная для потребителей информация.

3. «Сайт-перехватчик». Можно оплатить стоимость товара, получить его, причем к качеству претензий нет. Но... позднее держатель карточки может заметить подозрительную активность на своем карточном счете, когда деньги будут таинственным образом исчезать. Что происходит? Покупатель, вводя данные своей карточки при оплате за товар, сделал это на «сайте-перехватчике». В итоге личные банковские данные своего ничего не подозревающего покупателя были переданы финансовым мошенникам, которые получили доступ к карточному счету «жертвы».

Существует еще «недобросовестный маркетинг». Речь идет о распространенном сценарии покупок в Интернете, когда в достаточно агрессивной рекламе в соцсетях или на одностраничных сайтах, так называемых, промосайтах предлагается приобрести товар с большой скидкой, но времени на покупку дается мало. К примеру, предлагается на продажу чудо-прибор для кухни, который стоит 50 000 тенге, но со скидкой (еще и с таймером, сообщающем якобы о завершении этой «удивительной» акции через 50 минут) всего за грошевые 23 999 тенге. В действительности стоимость данного товара втрое ниже. Это нельзя назвать явным мошенничеством, но чтобы не переплатить в разы и не стать жертвой недобросовестного продавца, следует о нем знать.

Говоря о мошенничестве в электронной коммерции, следует классифицировать онлайн-платформы, с которых чаще всего совершаются противоправные действия с целью незаконной наживы. Это такие платформы, как:

1. Одностраничные сайты с сильно заниженными ценами, так называемые «сайты-однодневки».

2. Еще один популярный вид как фишинговых схем, так и прямого обмана покупателей – это сайты-клоны. Копии AliExpress, Wildberries, Amazone или крупных сетевиков – достаточно частое явление. Доверчивый пользователь может купиться на абсолютную идентичность внешнего вида сайта и совершить покупку. Чаще всего потенциальные «жертвы» подобных сайтов попадают к ним по непроверенным ссылкам.

3. Странички в социальных сетях, форумах, группах и сообществах – еще один вид платформ, на которых могут наживаться виртуальные воры. Часто для пущей заманчивости ничего не подозревающему человеку пускают пыль в глаза заранее подготовленным рядом положительных лже-отзывов о товаре.

4. Как показывает статистика, немало мошенников сидят и на сайтах частных объявлений. И не только в качестве продавцов, но и покупателей. К примеру, встречались такие случаи, когда по объявлению на одном из сайтов лжепокупатель звонил продавцу якобы с намерением перевести на карточку предоплату за машину, в качестве гарантии покупки и обещал приехать сразу же как сможет освободиться от дел. Якобы машина ему очень понравилась, и он твердо намерен ее приобрести. Позднее доверчивому покупателю звонили и просили сообщить номер карточки для перевода денег, код с обратной стороны карты и сообщить SMS-код для подтверждения перевода. Лжепокупатель, конечно, исчезал вместе с деньгами на карточке «жертвы».

Отсюда вытекает основное правило кибербезопасности: «Никому не сообщать данные своей карты, CVV/CVC – код и SMS-код».

 

Fingramota.kz рекомендует следовать простым рекомендациям во время интернет серфинга и онлайн-шопинга:

1. Обращайте пристальное внимание на название сайта в адресной строке. Домен сайта должен начинаться на https:/, в то время как незащищенный сайт начинается на http:/. Естественно, это не гарантия подлинности сайта, но все же сводится к минимуму перехват данных транзакции. И еще стоит проверить корректность доменного имени, правильность оформления сайта, работоспособность всех разделов. Наличие явных грамматических ошибок в тексте и некачественных фотографий должно насторожить покупателей.

2. Как говорится, бесплатный сыр только в мышеловке. Не поддавайтесь соблазну и призыву низких цен. Оригинал не может стоить в 3-5 раз дешевле рыночной цены.

3.  Не стоит вносить предоплату. Это чревато самыми непредсказуемыми последствиями.

4.  Обратите внимание на способы оплаты. Как минимум, должны быть четыре или более платежных систем, через которые можно осуществить платеж.

5.  Используйте лицензированное ПО, обновляйте антивирусную защиту.

6. Тщательно ознакомьтесь с правилами возврата товара при обнаружении дефектов или несоответствия характеристик.

 

Повышайте свою финансовую грамотность вместе с www.fingramota.kz!