Отчеты о счетах казахстанцев будет получать Нацбанк

time 2.07.2025
aye 1149
Отчеты о счетах казахстанцев будет получать Нацбанк

Обеспечение информационной безопасности – одна из важнейших задач финансовой системы. Для ее повышения Национальный Банк Казахстана ввел новые требования для финансовых организаций. 

Разобраться в них поможет Fingramota.kz.

Какие нововведения начинают работать?

Для снижения рисков утечки, кражи данных, фишинга и мошенничества важно контролировать безопасность информации о пользователе и процессы её передачи. 

С 1 июля 2025 года Национальный банк РК ввел обязательные новые требования к финансовым организациям. В результате банки, филиалы иностранных банков, а также АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Казпочта» обязаны передавать в Нацбанк:

  1. Отчёт о владельце банковского счета (вклада) — в течение 10 рабочих дней после получения или изменения данных.

  2. Отчёт о договоре банковского счета (вклада) — также в течение 10 рабочих дней.

  3. Отчёт о самом банковском счёте — те же сроки.

  4. Месячный отчёт о движении средств по счёту — не позднее 10 рабочего дня следующего месяца.

Эта отчётность касается всех видов счетов — текущих, срочных, накопительных, инвестиционных, условных, в национальной и иностранной валютах, даже с нулевым остатком Содержание отчётов будет включать:

  • Детали о владельце: категория пользователя (физлицо, ИП, юрлицо), год рождения, пол, гражданство, регион 

  • Условия договора: сумма, валюта, срок вклада, ставка, мультивалютность, возможность досрочного снятия 

  • Технические данные счета: валюта, остаток, назначение платежей и переводов.

  • Типологию операций: поступления, списания, начисления процентов, аресты и т.д.

Как обеспечивается защита личных данных

Для минимизации рисков при регулярной передаче данных предусмотрены меры защиты. Так, информация по банковским счетам (вкладам) граждан анонимизируется. В частности, используется деперсонализация: вместо ИИН используется ДИН — уникальный шифрованный код длиной 15–64 символов, который невозможно преобразовать обратно в ИИН третьим лицам без специального оборудования и программного обеспечения. В результате только уполномоченные органы — Нацбанк, АРРФР, Фонд гарантирования вкладов и др. — могут по запросу получить настоящие ИИН/BIN через защищенные каналы

Аналогично вместо ФИО применяется АИН – анонимный идентификационный номер. Это решение позволяет усилить контроль за финансовыми потоками, борьбу с теневыми операциями, отмыванием денег и финансированием терроризма. 

Как защитить личные данные самостоятельно?

    Не забывайте, что персональные данные нужно постоянно держать в безопасности. Напоминаем основные правила, которым нужно придерживаться:

  1. Внимательно прочитайте договоры с банком: обратите внимание, как используются ваши данные и какие меры защиты предоставляет банк.

  2. При возникновении сомнений в достоверности операции, незамедлительно запрашивайте выписку и проверяйте её через мобильное или веб-приложение.

  3. Используйте только официальные каналы связи с банком, избегайте перехода по ссылкам из сообщений/звонков, представляющихся как «банк» или «Нацбанк».

  4. Настройте двухфакторную аутентификацию (2FA) для интернет-банкинга и мобильных приложений.

  5. Обновляйте операционную систему и программы на устройствах: банки и государственные сервисы требуют защищённые версии ПО.

  6. Устанавливайте на телефоны и ПК лицензионное антивирусное ПО, а при использовании Android — проверяйте права доступа приложений.

  7. Для подтверждения операций забудьте об отправке персональных данных (паролей, SMS-кодов) по телефону — банки никогда не просят поступать так.

  8. Храните резервные копии важных документов и выписок — локально или на зашифрованном облаке.

  9. Используйте сложные пароли и надёжные менеджеры паролей.

  10. Настройте уведомления о всех входах в онлайн-банк и транзакциях — это позволит вовремя реагировать на подозрительные действия.

  11. Регулярно проверяйте свои банковские данные — если замечаете неизвестные операции — немедленно блокируйте карту/счёт и обращайтесь в банк.

Помните, что защита персональных данных – это не только обязанность финансовых организаций и государственных органов, но и ваша ответственность. 

Регулярно проверяйте безопасность устройств и счетов и повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz

white-arrow К списку