Уровень финансовой грамотности казахстанцев повысился
Индекс финансовой грамотности населения Казахстана в 2021 году составил 39,52%, увеличившись на 0,45 пунктов по сравнению с предыдущим годом (в 2020 году данный показатель был на уровне 39,07%). Таковы результаты ежегодных социологических исследований, которые были проведены по заказу Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в рамках реализации Концепции повышения финансовой грамотности на 2020–2024 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан №338 от 30.05.2020 года.
Целью исследований является оценка уровня финансовой грамотности населения, вовлеченности граждан в финансовый рынок, доступности финансовых услуг, включая определение уровня осведомленности и представления граждан Республики Казахстан о финансовых инструментах, их возможностях и функциях, а также информационные и образовательные потребности населения.
Методология расчета индекса финансовой грамотности, которая учитывает параметры Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), включает в себя анализ трех показателей: управление собственными финансовыми средствами, использование финансовых услуг и уровень информированности населения о финансовой системе.
В 2021 году наиболее высокий показатель зафиксирован у показателя «Управление собственными финансовыми средствами» – 42,57%; наименьший – «Информированность о финансовой системе» – 35,45%. При этом за год данный показатель вырос более чем на 16 пунктов (в 2020 году он составил 19,3%).
С 28% в 2020 году до 39,2% в 2021 году увеличилось число казахстанцев, которым хватает информации и знаний об управлении своими финансами, о финансовой системе, инструментах и услугах. При этом наиболее информированными в финансовом плане являются жители городов, преимущественно мужское население. Между тем, показатель «Умение использовать финансовые услуги» составил 40,56%.
Управление собственными финансовыми средствами
В разрезе регионов наиболее высокие уровни данного показателя зафиксированы в Жамбылской, Северо-Казахстанской, Туркестанской, Костанайской и Кызылординской областях. Средними навыками управления собственными средствами обладают жители Алматинской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей.
Как выяснилось, мужская половина более обучена процессу управления собственными финансами в отличие от противоположного пола. Показатель выше среднего отмечается у казахстанцев с высшим и послевузовским образованием, у индивидуальных предпринимателей, представителей частных компаний и государственных учреждений. Что касается молодежи в возрасте от 18 до 29 лет и пожилых граждан от 60 до 75 лет, то они испытывают некоторые трудности в освоении этого важного навыка. В разрезе семейного положения значительных колебаний уровня не выявлено.
Как показало социсследование, почти половина опрошенных ведет семейный или личный бюджет и внимательно следит за своими тратами – 44,8%, не делают этого только 1,6% респондентов. У 42,8% казахстанцев имеется личный бюджет, а треть (29,9%) опрошенных ведут совместный бюджет с супругом (супругой). Большинство участников анкетирования (46,3%) указали, что тщательно взвешивают, могут ли они позволить себе покупку или нет, не делают такой оценки 0,6%.
Делают регулярные накопления 36,4% опрошенных, а 37,9% откладывают некоторую сумму денег по мере возможности. Привычка планировать траты имеется у 36,04% респондентов, 37,1% иногда стараются это делать, а 2,2% не делают этого никогда.
Отметим, что 39,08% респондентов иногда готовы рисковать, вкладывая деньги в различные финансовые инструмент, например, в ценные бумаги, совсем не готовы это делать – 18,4%.
Умение использовать финансовые услуги
Наиболее высокие уровни по данному показателю отмечаются в городах Нур-Султан и Алматы, а также Алматинской, Туркестанской и Западно-Казахстанской областях. Наименьшие – в Северо-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской и Жамбылской областях.
Итоги опроса определили популярные среди респондентов финансовые услуги и продукты – это товарный кредит (37,4%), текущий счет (32,6%), банковский депозит (29,3%). Наименее популярные – пенсионный аннуитет (1,08%), образовательный депозит (0,72%), акции, облигации и ПИФы (0,16%).
Стоит отметить, что особую популярность, особенно в период пандемии Covid – 19, приобрели услуги банка, связанные с предоставлением интернет- и мобильного банкинга для физических и юридических лиц.
Что касается гендерного показателя, у мужчин продемонстрирован более высокий уровень умений пользоваться финансовыми услугами, нежели у женщин. Как показало исследование, представители среднего возраста (от 25 до 45 лет) чаще используют разнообразные финансовые услуги, чем представители молодого поколения (от 18 до 21 лет) и граждане пенсионного возраста.
В ходе решения задач по финансовой грамотности, размещенных в опроснике, правильные ответы предоставила почти треть респондентов. Это говорит о том, что опрошенные разбирались в сложных условиях финансовых услуг и продуктов. Но, тем не менее, есть доля респондентов, не разбирающаяся в профессиональной экономической терминологии и в условиях, предлагаемых банками и другими финансовыми организациями. Это пенсионеры, студенты и домохозяйки.
В целом, исследование показало, что некоторые респонденты хоть и плохо знакомы с дифференцированным набором финансовых услуг, но при этом они стали детальнее подходить к процессу выбора финансовой услуги, внимательно изучать договор. Так, 44,9% опрошенных, по их словам, всегда подписывают договор только после его прочтения и прояснения всех деталей, задают дополнительные вопросы менеджерам и изучают условия, а 21,8% респондентов подписывают без вопросов, поскольку им сложно во всем этом разобраться.
Информированность о финансовой системе
Как выяснилось в ходе исследования, наиболее информированными о финансовой системе являются жители таких городов, как Алматы, Шымкент и Нур-Султан, и таких регионов, как Алматинская, Туркестанская, Акмолинская области. Менее информированными являются жители Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областей.
При этом молодая аудитория (до 39 лет), мужчины и работающее население имеют относительно более высокий уровень информированности о финансовой системе Казахстана, чем пожилые женщины. Респонденты с высшим образованием и доходом выше среднего также имеют более высокий уровень информированности о финансовой системе страны. Показатель выше среднего зафиксирован у тех респондентов, которые состоят в браке.
Изменился в сторону повышения данный показатель у представителей молодежи (18-21 год), что обусловлено рядом причин, таких как введение специальных дисциплин в колледжах и вузах страны по предпринимательству и бизнесу и создании специализированных сайтов, обучающих программ по финансовой грамотности. Старшая аудитория (60 лет и старше), домохозяйки и пенсионеры менее информированы о финансовой системе.
В целом, более половины опрошенных (60%) хорошо понимают функционал банков второго уровня, а также задачи финансового регулятора в лице Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Повышение финансовой грамотности населения является одним из принципиально важных направлений государственной политики Республики Казахстан и Концепции повышения финансовой грамотности, поэтому проведение социологических исследований играет особую ключевую роль в выработке всеобщего уровня финансовой грамотности граждан, от которого зависит финансовое и экономическое развитие страны.
Параметры социологического исследования
Отметим, что в исследовании в 2021 году приняли участие 10 000 респондентов, как женщин (58,8%), так и мужчин (41,2%) в возрасте от 18 до 29 лет (23,08%), от 30 до 49 лет (62,32%), от 50 до 63 лет (12,32%) и от 63 лет и старше (2,28%).
Опрос проводился в 3 городах республиканского значения: Нур-Султане, Алматы и Шымкенте и в 14 регионах Казахстана.
По виду профессиональной деятельности опрошены такие группы, как сотрудники бюджетных организаций (7,5%), самозанятые (8,1%), сотрудники частных компаний (7,2%), индивидуальные предприниматели (6,4%), студенты
(1,9%), пенсионеры (1,8%), временно не работающие (0,68%), представители других профессий (64,2%).
Семейный статус респондентов распределился следующим образом:
62,28% указали, что они женаты/замужем, 26,24% – не женаты/не замужем,
8,4% – разведены, 1,6% – вдовцы/вдовы, 1,4% состоят в гражданском браке.
При оценке общего уровня финансовой грамотности использовалось процентное соотношение респондентов, правильно ответивших на предлагаемые вопросы и проявивших высокий уровень финансовых знаний и навыков. Суммарная оценка выявлена по каждому региону Казахстана, а также по каждой целевой группе.
Скачать презентацию можно по этой ссылке
По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг обращайтесь в call-центр по номеру:
+7 (727) 237 1000
График работы: с пн. по пт., с 10.00 до 17.00 часов