Социологическое исследование по финансовой грамотности

О результатах социологического исследования уровня  

финансовой грамотности населения в 2023 году

В 2023 году Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка провело четвертое исследование основных показателей финансовой грамотности населения. Опрос проводился среди возрастных групп от 18 лет до 63 лет и старше в котором приняли участие 3 тыс. человек из 3 городов республиканского значения и всех областей Казахстана.

Результаты исследования отражают динамику ключевых индикаторов финансовой грамотности населения по таким показателям, как управление собственными финансовыми средствами, умение использовать финансовые услуги и информированность о финансовой системе.

Впервые за время проведения подобных исследований оценивалось поведение потребителей при оформлении потребительских кредитов и раскрытие полной информации со стороны менеджеров банка об условиях кредита и ответственности в случае наступления просрочки по займу.

В 2023 году индекс составил 40,5% (в 2022 г. – 40,3%; 2021 г.  –39,52%; 2020 г. – 39,07%). Текущее исследование продемонстрировало преимущество уровня информированности населения – 42,8% (в 2022 г. – 41%, в 2021 г. – 35,5%). При этом, наиболее уязвимым звеном является «Управление собственными финансовыми средствами» – 38,6% (в 2022 г. – 39,6%, в 2021 г. – 42,57%). Средний показатель зафиксирован в сфере использования финансовых услуг – 40,1% (в 2022 г. – 40,1%; 2021 г. – 40,5%).

Раздел исследования «Управление собственными финансовыми средствами» указывает на навыки распределения доходов и расходов в динамике.

Треть респондентов 30,2% самостоятельно принимают решения о распределении финансовых средств и это характерно для категории 50-63 лет. 35,6% респондентов от 30 до 49 лет  доверяет свои деньги родителям. Каждый пятый респондент делегирует супругу/ге и лишь 18,2% ведут общий бюджет.

При этом, респонденты назвали наиболее важные аспекты финансовой жизни - своевременная оплата счетов (48,4%), рациональный подход к покупкам (46,4%), также мониторинг бюджета (43,9%).

В случае сверхлимитного расхода почти каждый третий респондент брал в долг (38,9%) и воспользовался кредитом (35,9%), из которых 12,5% прибегают к микрокредитам, 7,5% оформляют онлайн-кредит. Четверть использовала личные сбережения (23,7%), еще 13,1% снимали средствами с депозита.

Накопительный опыт респондентов показал, что 48,2% откладывают деньги. Динамика последних трех лет показывает, что количество граждан, способных формировать сбережения после уплаты ежемесячных обязательных трат, умеренно растет: для сравнения так делали 30,6% граждан в 2020 году, 31,4% – в 2021 году и 31,5% в прошлом году.

Мотивационный фактор приумножения своих сбережений характерен для 24,5%, которые собирают деньги на определенные покупки. Стабильность в аккумулировании финансовых средств отмечается у 16,3% населения.

Показатель «Умение использовать финансовые услуги» указывает на ту или иную финансовую продукцию/услугу, пользующуюся популярностью среди потребителей в прошлом, в настоящем и будущем.

Так за последние два года наиболее распространенными услугами были автокредитование (43%), пенсионный аннуитет (40,3%), потребительский кредит (39,9%) и дебетовая карта (39,8%).

В настоящее время 74,3% респондентов отдают предпочтение   различным видам депозитов (образовательный - 39,1%, другие виды депозитов – 35,2%). Такой показатель говорит о росте накопительных навыков у населения. Среди других продуктов, актуальных в настоящее время, значительную часть составляют ипотека (39,9%) и онлайн кредиты (36,7%).

В будущем, услуги депозита (38,8%), ипотеки (39,4%) и онлайн кредитов (39,7%) сохранят свою востребованность. Данный ряд также пополнятся добровольными пенсионными накоплениями (38,1%), что позволяет сделать положительные прогнозы на будущее.

При принятии решения в отношении выбора финансовых услуг,   43,7% (в 2022 г. - 43,3%) респондентов сравнивают предложения и условия, предлагаемые финансовыми организациями. Такой подход присущ больше 45% женщинам (в 2022 г. – 44%), консервативного подхода придерживаются мужчины, которые не рассматривают варианты кроме того, которым пользуются.

К наиболее выгодным условиям при оформлении кредита стремится почти половина респондентов. Процентная ставка при оформлении потребительского кредита является важным фактором для 45,6% респондентов во всех регионах Казахстана. Срок кредитования важен для 21,5% опрошенных, в основном из Западно-Казахстанской области  (30,7%), Карагандинской (27,3%) и Атырауской (26,7%) областях.

Менее значительными оказались показатели по сроку возврата (15,7%) и репутации банка (12,6%). На репутацию банка акцентируют внимание в основном в Абайской (16,7%) и Актюбинской (18%) областях и Туркестанской области (20,7%).

При принятии решения оформить потребительский кредит респонденты понимают обязательность возврата в определенный срок (39,8%).  Импульсивное потребительское мышление характерно для 33,6% респондентов в основном из Северо-Казахстанской области (37,3%), Жамбылской (37,3%) и Туркестанской (38%) областях. Напротив, о высоком уровне финансовой осознанности отмечали в Атырауской (47,3%)и Улытауской (48%) областях.

Немаловажную роль при кредитовании играет компетентность менеджера финансовых организациях в вопросах раскрытия информации при получении займа. По результатам опроса, респонденты указали, что не получают подобные знания от кредитных менеджеров (34,6%) или не всегда (31,8%).

При этом, менеджеры финансовых организаций показали высокий уровень информирования об ответственности клиента в случае наступления просрочки либо не погашения кредита. Согласно ответам  респондентов, справляются отлично – 64,7% (в частности, «Хорошо» – 44,8% и «Очень хорошо» – 19,9%). Доля негативной оценки составляет 19,3% (в частности,  «Очень плохо» – 14,3% и «Плохо» – 5%).

Вместе с тем, информация об уровне дохода  при оформлении заявки на кредит, у 38,2%  респондентов чаще всего была завышена. Еще 22% не всегда указывают корректно доход, и скорее всего, судя по ответам респондентов, завышают для большей вероятности одобрения займа. 6,1% никогда не указывали свой реальный доход. И только 26,9% не искажают информацию и предоставляют достоверные данные. В гендерном разрезе женщины чаще идут на фальсификацию реальных данных о доходах (39%). Не всегда указывают корректные данные и завышают свой доход в большей степени респонденты среднего возраста – 30-49 лет (23,3% и 38,8%). Также очень часто завышают свой доход при подаче заявки на кредит, люди пенсионного возраста (43,8%).

Показатель «Информированность о финансовой системе» позволяет проводить анализ о наиболее популярных провайдерах финансовых услуг,  источниках знаний по финансовой грамотности и наиболее востребованных каналах среди респондентов.

Среди финансовых организаций наибольшая популярность остается у Kaspi Bank – 46,1% (в 2022 г. показатель составлял 40,2%). В ТОП-3 банков по использованию услуг также вошел Halyk Bank у которого показатель составил 25,7% (в 2022 г.- 39,1%), третье место, как и в прошлом году остается у Отбасы банк – 8,1% (в 2022 г. – 20,3%)

По мнению респондентов, ответственность при возникновении проблем с финансовой организацией возлагается на финансовую организацию как провайдера услуг – 26,4%, на самих себя как клиента (26,1%), на государственные органы – 25,9%. Ответственность чаще проявляется у респондентов 30-49 лет (30%).

При возникновении споров с финансовыми организациями респонденты предпочитают обращаться в Генеральную прокуратуру (25,2%), суд (23,4%), к адвокатам и юристам (19,6%).

Информанты также говорили и о развитии образовательных навыков по финансовой грамотности. Особенно это актуально для жителей Жетысуской (34%), Туркестанской (33,3%), Мангистауской (32%), Павлодарской  и Улытауской (по 31,3%) областей.

Основными источниками знаний по финансам являются социальные сети (48,2%). Значительным ресурсом - бесплатные курсы (27%), которые популярны у молодежи 18-29 лет (29,8%) и у людей в возрасте 50-63 года (29,7%).

При этом, результаты опроса показали, что люди реже готовы платить за подобные знания и ходить на курсы (12,1%). Следует отметить, что чаще всего информация в социальных сетях и на бесплатных курсах является фрагментированной и базовой, напротив, локализованный материал в виде роликов на YouTube (3,1%) или специализированная литература (4,6%) меньше привлекает респондентов. При этом, последние наиболее популярны среди информантов с послевузовским уровнем образования (10,1%). Еще 12,8% вовсе не интересуются финансовым образованием. При этом, платить за знания в большинстве случаев готовы респонденты среднего возраста 30-49 лет (16,5%). Для 33,2%респондентов более удобен онлайн формат, оффлайн для 25,6% опрошенных, самообучение подходит лишь для 9,9% и 25,35% вовсе не интересуются финансовой грамотностью.

Раздел «Финансовое мошенничество» остается актуальным для исследования второй год подряд ввиду применения более  изощренных и сложных методов обмана граждан.

  • В разрезе регионов следует взять во внимание показатели по западным регионам Казахстана: Атырауской (27,3%), Актюбинской (26,7%) и Мангистауской (26%) областей, где респонденты чаще указывали на то, что сталкивались с мошенничеством.
  • Жертвами мошенников чаще всего становится молодежь от 18 до 29 лет (23,1%) и люди старшего возраста 50-63 лет (24,9%). Наиболее распространённым видом финансового мошенничества является телефонное интернет-мошенничество «вишинг» (31,5%). При этом, чаще всего мошенники связываются со своими жертвами посредством звонка на мобильный или городской телефон (45,6%).
  • В большинстве случаев респондентам удалось разоблачить мошенников (61%). Идентификация подобных правонарушений сложней всего приходится для людей  старше 50 лет (41%).
  • С 2017 г. по 2022 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела специализированное углубленное межстрановое исследование по определению, оценке и анализу уровней финансовой грамотности населения стран СНГ. В исследовании участвовало  8 стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Российская Федерация). Казахстан участвовал как в первой (2017 г.), так и во второй волне (2021 г.) исследования. Согласно данным второй фазы полевых работ (2021 г.)   средний показатель финансовой грамотности по СНГ равен 55,8%. Казахстан вошел в тройку лидеров – 59,6%. Беспрецедентным лидером заявила себя Беларусь (61,4%). На последнем месяце оказался Азербайджан (45,9%). В целом, показатели ниже среднего были зафиксированы в 4 из 8 стран.
  • Результаты исследования по мнению социологов, подчеркивают необходимость совместных усилий со стороны государства, бизнеса и образования для развития финансовой грамотности и улучшения финансового будущего граждан. Рекомендуется создание и развитие образовательных программ о финансах, которые включают в себя школьные курсы, уроки в учебных заведениях и обучающие программы для взрослого населения.
  • В плане формирования инвестиций, эксперты рекомендуют предоставить широкий доступ для населения к бесплатным или недорогим финансовым консультациям, в том числе по инвестициям. Это поможет гражданам лучше понимать свои финансовые цели и планировать свое будущее.
  • Для предоставления доступа к полезной информации о финансах рекомендуется запустить казахстанское приложение и/или онлайн-инструменты, которые помогают отслеживать бюджет, инвестиции и управлять долгами.

Скачать аналитический отчет можно по этой ссылке