В каких случаях банк может заблокировать карту?

time 31.07.2025
aye 1208
В каких случаях банк может заблокировать карту?

Что делать если вашу карту заблокировали? В каких случаях банк вправе это сделать и что необходимо предпринять - подробнее рассмотрим с Fingramota.kz.

Что такое блокирование карты?

Начнем с того, что понятие «блокировка» в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платежных карточек. Под блокировкой понимается запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки, в том числе на оплату товаров, денежные переводы и снятие наличных денег.

Кстати, в законодательстве нашей страны нет отдельного понятия «карточный счет», и платежная карточка является инструментом, который дает доступ к обычному банковскому счету ее держателя.

В каких случаях банк может заблокировать карту?

Если несколько раз введен неправильный ПИН-код.

В некоторых банках достаточно в банкомате ввести ПИН-код неправильно 3 раза, в некоторых 5 раз, и карта автоматически блокируется. Банки обычно сообщают клиентам об этом и предлагают обратиться за дополнительной информацией в их контакт-центр.

На какой срок блокируется карта? Срок блокировки зависит от типа устройства. В случае удержания карты банкоматом, то забрать её можно в отделении банка, которому он принадлежит. В некоторых случаях может потребоваться перевыпуск карты. Если посредством мобильного приложения, то блокировка снимается после проверки личности или сброса PIN-кода.

Что делать? Необходимо обнулить счетчик ввода ПИН-кода. Это можно сделать в мобильном банковском приложении в разделе «Настройки», либо обратиться в call-центр или отделение банка.

Если транзакция для банка выглядит сомнительной.

В казахстанских банках большое внимание уделяется подозрительным транзакциям. С ростом безналичных платежей растет и число финансовых мошенничеств. Поэтому банки предпринимают все возможное, чтобы предотвратить мошеннические операции с карточкой. Если операция, по мнению банка, выглядит сомнительной, банк может отменить её и установить системные ограничения на отдельные виды транзакций по карточке. Как результат – блокируются карточка и банковский счет, к которому она привязана. После этого банк связывается с клиентом способом, оговоренным в договоре о выпуске карты: через SMS, электронную почту или по номеру телефона.

На какой срок блокируется карта? Обычно карта блокируется до выяснения обстоятельств. Может длиться от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от внутренней проверки и взаимодействия с клиентом.

Что делать? Для выяснения всех обстоятельств лучше всего прийти в ближайшее отделение вашего банка, или в крайнем случае связаться с колл-центром. Если операция легитимна, банк может попросить подтверждение операции через дополнительный высланный вам код, личное присутствие или даже подтверждающие документы. 

Если банк увидит признаки возможного нарушения закона о ПОД/ФТ.

Здесь речь идет о Законе РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банк блокирует карточку и счет, если считает операцию подозрительной, в частности, что деньги, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена, к примеру, на финансирование терроризма либо иную преступную деятельность. У банков есть свой перечень признаков таких операций, которым они руководствуются.

На какой срок блокируется карта? Карту могут заблокировать до окончания внутренней проверки банка: как правило, от 3 до 30 рабочих дней. Если дело передано в правоохранительные органы, то на неопределённый срок.

Что делать? Нужно обратиться в свой банк для выяснения обстоятельств, ведь иначе вы попадете в так называемый «черный список» клиентов, нарушающих закон о ПОД/ФТ, то есть вам будет присвоен критический уровень рисков. Предоставьте банку разъяснения, какой платеж вы проводили и для чего. 

В каких еще случаях банк может заблокировать карту и счет?

Банк вправе временно ограничить доступ к счёту клиента и заблокировать платёжную карту в ряде ситуаций, установленных законодательством Республики Казахстан. Такие действия могут быть как инициативой клиента или банка, так и следствием требований государственных органов.

Согласно действующим нормам, эмитент (банк, выпустивший карту) может заблокировать платёжную карточку:

  • по решению суда;

  • на основании постановления судебного исполнителя;

  • при наличии долгов по алиментам, налогам, штрафам или обязательствам перед третьими лицами.

Банк обязан исполнять такие распоряжения в рамках законодательства.

Подробнее читайте в разделе "Платежи и переводы"

white-arrow К списку