Разрушаем мифы: как взаимодействовать с коллекторами

time 16.02.2023
aye 13901
Разрушаем мифы: как взаимодействовать с коллекторами

Стереотипов о коллекторах сложилось много. Fingramota . kz развенчает их вместе с Назгуль Естеусизовой, председателем Национальной палаты коллекторов Казахстана.

Как должны коллекторы работать с заемщиками, что им позволено, а что нет – ответы на эти вопросы вы также можете найти в прямом эфире, запись которого сохранена в нашем Instagram-аккаунте. 

Миф №1. Кредиторы обращаются к коллекторам сразу, как только возникла просрочка

На самом деле кредиторы – банки или микрофинансовые организации в течение 20 дней с момента возникновения просрочки уведомляют о ней заемщика. Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по займам и микрокредитам граждан, который действует в Казахстане с 1 октября 2021 года. В уведомлении кредиторы сообщают заемщику о его праве подать заявление на реструктуризацию, но сделать это должнику необходимо в течение 30 дней, как возникла просрочка.

Если заемщик никак не реагирует, то кредиторы, как только просроченная задолженность будет составляет 90+ дней, вправе продать долги заемщиков коллекторскому агентству, передав в том числе свои права и обязанности по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита. Или кредитор может временно передать коллектору договор на досудебное взыскание и урегулирование задолженности, а также право на сбор информации, связанной с задолженностью.

Коллекторская деятельность осуществляется на основании порядка досудебного урегулирования задолженности. Согласно данному порядку, регламенту и правилам, определяемым законом о коллекторской деятельности, коллектор должен уведомить должника о наличии задолженности, необходимости ее урегулирования и последствиях непогашения задолженности.

Миф №2. С коллекторами взаимодействовать необязательно

На самом деле должники не имеют права не взаимодействовать с коллекторами, но третьи лица по закону могут отказаться от общения с ними. Коллектор, если у него не получается связаться с заемщиком, может позвонить родственникам и знакомым должника для того, чтобы установить место нахождения или контактные данные должника. Однако данное условие должно быть отражено в договоре банковского займа (микрокредита), заключенного с заемщиком.

Поэтому граждане, чьи долги переданы коллекторам, должны помнить о том, что по закону они обязаны извещать коллекторское агентство об изменении места жительства (юридический адрес), номера телефона, замене документов, удостоверяющих личность (в случае истечения срока действия, утери).

Должники, в свою очередь, могут взаимодействовать с коллекторами одним из следующих способов: личные встречи, телефонные переговоры, письменные или почтовые уведомления, все виды сообщений по сотовой связи, посредством интернета.

При этом заемщики вправе самостоятельно фиксировать процесс взаимодействия с работниками коллекторского агентства с помощью средств аудио- или видеотехники.

Миф №3. Коллектор может звонить и приходить когда угодно

На самом деле телефонные переговоры по инициативе коллекторского агентства должны осуществляться не более трех раз, с 8.00 до 21.00 часов в будние дни. При этом коллекторы не могут звонить с чужих телефонных номеров. Все телефонные номера коллекторских агентств для контактов с должниками официально зарегистрированы, и об этом коллекторские агентства уведомляют финансовый регулятор.

Что касается личных встреч, по месту жительства или месту регистрации заемщика, либо в помещении коллекторского агентства (филиала, представительства), то они должны происходить не более трех раз в неделю и только в будние дни с 8.00 до 21.00 часов.

Подробнее читайте в разделе "Кредиты"

white-arrow К списку