Кредитная история: как проверить и улучшить

time 9.04.2025
aye 1622
Кредитная история: как проверить и улучшить

Кредитная история – это важная информация о долговых обязательствах заемщика, своего рода досье на него, где содержатся данные о всех кредитах и покупках в рассрочку. Банки и микрофинансовые организации используют эти данные для оценки надежности и платежеспособности клиента, принимая решения о выдаче новых займов. 

Как проверить и улучшить свою кредитную историю - рассмотрим вместе с Fingramota.kz.

Что входит в кредитную историю 

Важно понимать, что для банка кредитная история — это не просто формальность, а ключевой показатель вашей финансовой дисциплины. Ни ваши профессиональные достижения, ни личные качества, ни волонтёрская деятельность не учитываются при решении о выдаче кредита. Гораздо важнее для банка знать, были ли у вас просрочки по платежам и насколько долго они длились. То есть, кредитная история помогает банкам оценить ваш уровень финансовой ответственности и надежности, как своего потенциального клиента. 

Представим, что ранее вы уже брали заём — например, оформляли потребительский кредит или покупали технику в рассрочку. Вы своевременно вносили ежемесячные платежи или даже погасили кредит досрочно — эта информация фиксируется в вашей кредитной истории. В результате вы становитесь для банков надежным заемщиком. Позже, когда вы обращаетесь за новым кредитом в другой или тот же банк, он изучает вашу кредитную историю и, видя положительную динамику, одобряет заём — возможно, даже на более крупную сумму или на лучших условиях, чем было до этого. Все потому, что вы «выросли» в глазах банка, ваша репутация уже говорит сама за себя.

Отметим также, что в кредитной истории отражается пролонгация кредита, а с сентября 2024 года — еще и сведения по урегулированию просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам (последний платеж, сумма и так далее). 

Кроме того, банки и МФО обязаны в режиме реального времени передавать в кредитные бюро информацию о поданных клиентами заявлениях на оформление займа. В этих данных указываются ИИН заемщика, сумма займа и его целевое назначение. Это одно из нововведений, внедренных в 2024 году и позволяющее кредиторам отслеживать случаи, когда гражданин одновременно подает заявки в несколько банков или МФО.

Можно ли аннулировать кредитную историю и что делать при технической ошибке

Это один из самых часто задаваемых вопросов. Согласно закону «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» кредитное бюро обязано сохранять информацию о кредитной истории гражданина в течение пяти лет с момента поступления последних данных о нем. При этом полное удаление кредитной истории не предусмотрено — ее аннулирование не допускается, за исключением технических ошибок, допущенных в системе самого бюро.

Если вы заметили в своем кредитном отчете недостоверные данные — например, запись о просрочке по погашенному платежу или полностью выплаченному кредиту, сообщите о них в банк или МФО. Не откладывайте обращение — от этого зависит ваше финансовое состояние, и обязательно соберите подтверждающие документы.

Помимо этого, вы имеете право оспорить недостоверную информацию бесплатно на сайте Fingramota.kz по алгоритму: раздел «Продукты и услуги» —> подраздел «Оспаривание информации в кредитной истории». Для подачи заявки заполните специальную форму с указанием вашего ИИН и номера телефона. Отметим, что этот проект реализует Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) совместно с Первым кредитным бюро. 

Как проверить кредитную историю

Для удобства казахстанцев есть несколько способов по онлайн- и офлайн-проверке этих данных. Кроме того, согласно законодательству, каждый гражданин Казахстана имеет право один раз в календарный год проверять свою кредитную историю бесплатно. При повторном запросе стоимость услуги составит 400 тенге.

Онлайн

  • через сайты Государственного кредитного бюро или  Первого кредитного бюро (1CB.kz). Для получения услуги требуется ЭЦП;
  • через портал электронного правительства eGov.kz. Нужно заполнить заявку и подписать ее с помощью ЭЦП. Результат отобразится в вашем личном кабинете.

Офлайн

Если вам не подходит онлайн-формат, то вы можете получить услугу лично в филиалах “Правительства для граждан” и отделениях “Казпочты”. При себе обязательно нужно иметь удостоверение личности. 

Подробнее читайте в разделе "Кредиты"

white-arrow К списку