Мошенничество на маркетплейсах: как уберечь себя

time 8.01.2025
aye 583
Мошенничество на маркетплейсах: как уберечь себя

После новогодних праздников, когда мысли все еще заняты подарками, скидками и акциями, многие покупатели теряют бдительность, особенно на популярных маркетплейсах. Этим ловко пользуются мошенники, которые активизируются в период массовых праздничных онлайн-покупок. Злоумышленники придумывают все более изощрённые схемы обмана, чтобы нажиться на доверчивых гражданах. 

Вместо радости от выгодных покупок, вы рискуете остаться без денег и товаров. Как не попасться на удочку мошенников, рассказывает Fingramota.kz. 

По данным МВД РК, в 2024 году в Казахстане зарегистрировано более 22 тыс. случаев интернет-мошенничества. И около 34% из них составляют случаи мошенничества с поддельными объявлениями о продаже товаров и услуг, фальшивыми сайтами и лжепродавцами.

Фальшивые объявления 

Мошенники размещают объявления о продаже дорогого товара – например, смартфона или ноутбука – по чрезвычайно выгодной цене. Они требуют предоплату (причем зачастую с использованием нераспространенных или зарубежных платежных систем), и исчезают после получения денег. Еще один пример, – объявления о продаже автомобилей с требованием «забронировать» машину путем внесения задатка.

Для своей защиты, никогда не переводите деньги незнакомым продавцам до получения товара. Кроме того, используйте безопасные способы оплаты, предлагаемые платформой (маркетплейсом), которая гарантирует доставку, или официальный платежный шлюз маркетлейса. Если от вас требуют перевод в частном порядке (физлицо-физлицу), остановитесь – перед вами мошенники или недобросовестные продавцы, которые хотят на вас заработать.

Поддельные товары или магазины

Мошенники создают магазин, предлагающий популярные товары по сильно заниженным ценам. Клиент оплачивает заказ, но либо получает подделку, либо не получает товар вовсе. В казахстанских маркетплейсах часто под видом оригинальной электроники, продаются ее дешевые копии (подделки), которые приходят покупателям без гарантии или в неисправном состоянии.

Чтобы такого с вами не произошло, всегда проверяйте отзывы о продавце. Если у магазина мало отзывов или они однотипные, а цена намного ниже в сравнении с другими, – это веский повод насторожиться.

Фейковые возвраты и жалобы

Этот вид мошенничества затрагивает продавцов: аферисты заказывают товар, а затем отправляют его обратно, но вместо оригинального изделия кладут подделку или пустую коробку. Зафиксированы случаи, когда мошенники «возвращали» коробку, наполненную камнями. В любом случае, продавцы теряют деньги, а платформы зачастую становятся на сторону «покупателей».

Поэтому продавцам обязательно нужно фиксировать состояние товара перед отправкой – делать фото- и видеосъемку упаковки. Используйте защиту продавца на платформе и подавайте жалобу, если товар возвращен в ненадлежащем состоянии. Главное – не молчать и не давать фору мошенникам.

Подробнее читайте в разделе "Осторожно, мошенники"

white-arrow К списку