В связи с введением чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан, в целях предотвращения случаев возникновения просроченной задолженности по договорам банковского займа и микрокредита, Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) утвердило Порядок предоставления отсрочки платежей по займам физических и юридических лиц, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения (далее – Порядок). Порядок утвержден Приказом Председателя Агентства №8 от 10 января 2022 года.
Порядок распространяется на:
- банки второго уровня,
- организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций,
-организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, включая ломбарды, кредитные товарищества (далее – кредитная организация).
Кредитные организации осуществляют приостановление выплат по основному долгу и вознаграждению по договорам банковского займа и (или) микрокредита (далее – отсрочка платежей по кредиту) заемщика при наличии объективных причин ухудшения их финансового состояния или нанесенного ущерба в период чрезвычайного положения.
Кредитная организация в индивидуальном порядке проводит оценку влияния чрезвычайного положения на финансовое состояние и деятельность заемщика.
Отсрочка платежей по кредиту предоставляется путем:
- установления нового графика платежей в виде равномерного распределения ранее отсроченных платежей до конца срока займа;
- увеличения срока займа на период отсрочки;
- иного графика, в результате изменения условий договора банковского займа и (или) микрокредита, согласованного кредитной организацией с заемщиком.
На период действия чрезвычайного положения и отсрочки платежей по кредиту кредитная организация:
- не начисляет и не требует уплаты неустойки (штрафов, пени) по договорам банковского займа и (или) микрокредита заемщика;
- не осуществляет капитализацию (суммирование) начисленного и просроченного вознаграждения, неустойки (штрафа, пени) к сумме основного долга по договорам банковского займа и (или) микрокредита.
Кредитным организациям запрещается:
- взимать с заемщиков комиссии и иные платежи за рассмотрение заявления и изменение договоров банковского займа, микрокредита и (или) залога и иных связанных договоров.
На период отсрочки платежей по кредиту кредитная организация прекращает претензионно-исковую работу по данному заемщику и уведомление заемщика о необходимости погашения просроченной задолженности.
Кредитная организация предоставляет отсрочку платежей по кредиту с 5 января 2022 года на период, определенный кредитной организацией по согласованию с заемщиком, по результатам оценки его финансового состояния и распространяется на банковские займы и микрокредиты, выданные кредитными организациями до 5 января 2022 года физическим и юридическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Отсрочка платежей по кредиту предоставляется на основании заявления заемщика, составленного в произвольной форме, содержащего причину отсрочки платежей по кредиту, с приложением документов, подтверждающих ухудшение финансового состояния.
Заявление может быть подано в кредитную организацию до 31 января 2022 года.
Заявление (обращение) о предоставлении отсрочки платежей по кредиту подается заемщиком в кредитную организацию с помощью электронной почты, онлайн-системы «банк-клиент», интернет-ресурса, мобильного приложения, других средств связи, либо путем личного посещения заемщиком офиса кредитной организации.
Срок рассмотрения кредитными организациями заявлений заемщиков составляет 10 (десять) рабочих дней.
Сообщаем также, что Агентство на постоянной основе осуществляет мониторинг и анализ обращений населения и использует все возможные каналы коммуникации для оперативного взаимодействия с гражданами.
1. В целях повышения доступности и полноты информации для населения граждане могут обращаться в call-центр по номеру: +7 727 237 1000. График работы: с пн.- пт., с 9.00 до 16.00 часов (перерыв с 13:00 до 14:30 часов).
2. Посредством портала электронного правительства Республики Казахстан (https://egov.kz/cms/ru), в сервисе «Электронные обращения» выберите «Заказать услугу онлайн», заполнив текст обращения с прикреплением подтверждающих документов;
3. С помощью электронного сервиса eOtinish (https://eotinish.kz/). Подача заявления осуществляется через приложение eGov, в сервисе «Подать обращение» нужно выбрать «Заявление» и заполнить текст заявления;
4. По электронной почте: info@finreg.kz.
5. Функционирует мобильное приложение «Fingramota Online», которое позволяет населению получать оперативные консультации специалистов Агентства касательно деятельности финансового регулятора. Скачать мобильное приложение можно по ссылкам:
в App Store: https://apps.apple.com/kz/app/fingramota-online/id1134502211,
в Play Market: https://play.google.com/store/apps/details
6. Доступна веб-версия мобильного приложения.
С полным текстом Приказа №8 от 10.01.2022 года "О мерах поддержки физических и юридических лиц, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения" можно ознакомиться здесь
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Мировые звезды о бережливости и накоплениях
Страхование для накопления – как этим воспользоваться
Как распознать фишинговые сайты: основные приметы и полезные рекомендации