Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в августе

time 2.09.2021
aye 4222
Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в августе

Мобильное приложение «Fingramota Online» набирает популярность у пользователей. В нем представлено 14 тематических разделов, с помощью которых можно задать соответствующие вопросы и получить компетентные и оперативные разъяснения. С 25 июня 2020 года, т.е. с момента функционирования мобильного приложения, поступило свыше 5 тыс. обращений. С начала текущего месяца посредством данного мессенджера обработано более 100 вопросов пользователей.  

В августе граждане активно задавали вопросы, связанные с ходом реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов, взаимодействием с коллекторскими агентствами, защитой конфиденциальных данных пользователя и противодействием финансовым пирамидам.

Вопрос: До какого срока необходимо подать заявление в банк для получения дополнительной помощи представителям СУСН по Программе рефинансирования?

Ответ: Здравствуйте! В связи с пандемией COVID-19 и введением жестких карантинных ограничений в 2020 году, а также сложной эпидемиологической ситуацией в текущем году, Правлением Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка 16 июля 2021 года принято решение о продлении срока оказания дополнительной финансовой помощи ипотечным заемщикам до 1 ноября 2021 года.

Для охвата большего числа ипотечных заемщиков и предоставления им времени для подготовки пакета документов в банки срок для обращения заемщиками с заявлением на получение дополнительной помощи по Программе продлен до 1 октября 2021 года.

Соответственно, ваше заявление будет рассмотрено, если поступит в банк до указанного срока, и по нему будет принято необходимое решение об оказании финансовой помощи по займам.

Вопрос: Я являюсь гарантом по займу моего родственника. В связи с чем есть вопросы, когда гарантия прекращается в соответствии с законом, и  может ли должник перевести свой долг на другое лицо?

Ответ: Здравствуйте! В соответствии со статьей 35 Закона о банках возвратность кредитов может обеспечиваться неустойкой, залогом, гарантией, поручительством и другими способами, предусмотренными законодательством или договором.

Пунктом 1 статьи 329 Гражданского Кодекса РК (далее – ГК РК) предусмотрено, что в силу гарантии гарант обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично солидарно с должником, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

При этом лица, совместно давшие гарантию, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не установлено договором гарантии.

Согласно статье 336 ГК РК, гарантия и поручительство прекращаются с прекращением обеспеченного им обязательства, если договором не предусмотрены иные случаи прекращения гарантии, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для гаранта и поручителя, без согласия последних.

Гарантия и поручительство прекращаются с переводом на другое лицо долга по обеспеченному гарантией или поручительством обязательству, если гарант или поручитель не дали кредитору согласия отвечать за нового должника.

Гарантия и поручительство прекращаются, если по наступлении срока исполнения обеспеченного им обязательства кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или гарантом и поручителем.

Согласно пункту 1 статьи 348 ГК РК, перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Таким образом, решение по вопросам перевода долга заемщика на другое лицо кредитор принимает самостоятельно в соответствии со своими внутренними процедурами.

Вопрос: В интернете много рекламы сомнительных организаций, возможно это финансовая пирамида.  Как распознать мошенников, есть ли у финансовых пирамид особые признаки, на которые следует обратить внимание?

Ответ: Здравствуйте! Организаторы современных финансовых пирамид умело маскируют свою деятельность под различные сферы деятельности, особенно в интернете.  Поэтому, чтобы распознать финансовую пирамиду, необходимо знать ее признаки.

Вот основные их них:

  • отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
  • обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
  • выплата средств за привлечение новых участников;
  • гарантирование получения доходности при вложении в «инвестиционные» проекты;
  • массированная реклама в СМИ, интернете;
  • отсутствие информации:  об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования;
  • отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.

Если компания, которая призывает вложить деньги, обладает хотя бы несколькими из вышеописанных признаков, стоит задуматься о ее надежности.

Увидев рекламу такой организации, незамедлительно обращайтесь  в правоохранительные органы – Министерство внутренних дел РК по месту жительства, а также в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка и Агентство РК по финансовому мониторингу.

В Казахстане предусмотрены: уголовная ответственность – за создание и (или) руководство деятельностью финансовой пирамиды (в соответствии со статьей 217 Уголовного кодекса РК);  административная – за производство, распространение и размещение рекламы деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды (в соответствии со статьей 150 Кодекса  РК «Об административных правонарушениях»).

Вопрос: Вправе ли микрофинансовая компания принимать вклады?

Ответ: Здравствуйте! Нет, право привлекать вклады в Казахстане имеют только банки второго уровня и АО «Казпочта». Именно данные организации имеют лицензию на прием вкладов от граждан, выданную Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. Проверить наличие лицензии можно на сайте финрегулятора.  

Вопрос:  Как проверить брокера, настоящий ли он или мошенник?  

Ответ: Здравствуйте! Брокер вправе совершать сделки с ценными бумагами за счет и в интересах своего клиента только на основании лицензии уполномоченного органа Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и при условии заключения соответствующего договора об оказании брокерских услуг между брокером и клиентом. Поэтому необходимо проверить на сайте Агентства наличие у данного брокера лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Реквизиты данного брокера, указанные на интернет-ресурсе финрегулятора, должны совпадать с реквизитами, указанными в лицензии.

Вопрос:   В каких случаях и на каких основаниях банк может ввести запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки физического лица – как на оплату товаров, так и на снятие денег?

Ответ: Здравствуйте! Эти случаи прописаны Пунктом 80 Правил выпуска платежных карточек, а также в требованиях к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 205.  

Так, банк-эмитент может заблокировать платежную карточку, если:

  • владелец платежной карточки сообщил менеджеру банка об ее утере, краже или несанкционированном использовании;
  • держатель «пластика» не исполняет договор о выдаче платежной карточки;
  • не соблюдается внутренний документ пользования платежной карточкой, предусмотренный договором между сторонами.

    Условия блокирования платежной карточки оговариваются в договоре о ее выпуске. Поэтому, прежде чем подписывать договор, необходимо внимательно с ним ознакомиться.

Вопрос:   Что делать, если я сообщил мошенникам данные с карты?

Ответ: Здравствуйте!  В случае, если мошенникам обманным путем удалось заполучить данные вашей платежной карты и/или коды, приходящие посредством SMS, вам следует как можно скорее обратиться в банк-эмитент и заблокировать карточку и счет, к которому она привязана.  Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.

Отметим, что информацию о том, что персональные данные ни в коем случае нельзя передавать третьим лицам, банк напоминает клиентам постоянно как при заключении договора, так и при отправке кодов подтверждения для осуществления денежных переводов.

В АРРФР можно обратиться в случае несоблюдения банком (или иной финансовой организацией, а также микрофинансовой организацией) условий договора и протокола безопасности.

Поэтому, чтобы обезопасить себя и свои финансы, необходимо помнить основные правила безопасности:

  1. Ни при каких обстоятельствах не отправляйте никому свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
  2. Никогда не передавайте и не публикуйте (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код;
  3. Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка;
  4. Не передавайте свои банковские карты третьим лицам, даже родственникам, в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
  5. В случае утери карты сразу же закрывайте ее или приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка;
  6. Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом;
  7. При пользовании банкоматом осмотрите его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности устройства, вводить ПИН­-код рекомендуется, всегда прикрывая цифры от посторонних глаз;
  8. Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера;
  9. Подключите SMS или push-уведомления, чтобы оперативно отслеживать все изменения счета и совершенные транзакции. Таким образом, вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по своей карте.

Помните! Представители банков никогда не попросят вас сообщить реквизиты счетов и банковских карт, ПИН-коды, CVV-коды и другую конфиденциальную информацию. В случае если у вас запрашивают такую информацию, сообщите об этом факте по горячей линии вашего банка.

Вопрос: Меня беспокоит сотрудник одной коллекторской организации, но никаких займов у меня нет. Я хочу, чтобы эти звонки прекратились. Куда я могу обратиться за защитой своих прав?

Ответ: Здравствуйте! Вы можете обратиться в Агентство:

✅письменно, через курьера, по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21;

✅ по электронной почте: info@finreg.kz;

✅  через портал электронного правительства egov.kz;

📶 через Управления региональных представителей Агентства по территориальной принадлежности.

При обращении укажите свои данные и подробную информацию касательно обращения, а также наименование коллекторской организации, если данный сотрудник, который звонил к вам представился, то его имя и номер телефона. Обращение будет рассмотрено в установленный законодательством срок.

Вы можете оставить заявку на сайте Национальной палаты коллекторов Казахстана https://stop-collector.kz/, связаться по номеру телефона +7 707 573 0000 или обратиться в Ассоциацию коллекторов Казахстана по номеру телефона +7 776 508 33 00.

Напоминаю, что в Агентстве с 24 мая 2021 года функционирует Call -центр по номеру: +7 (727) 237 1000, посредством которого заявители могут обратиться в Агентство для получения консультаций по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, разъяснений норм действующего законодательства в банковской, страховой, пенсионной сферах, в области рынка ценных бумаг, а также в вопросах, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций и коллекторских агентств. Также граждане могут обратиться в Call-центр, чтобы уточнить статус ранее поданных обращений и записаться на прием к руководству Агентства. Время работы Call-центра: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов. Прием звонков в субботу, воскресенье и праздничные дни не осуществляется. Разъяснения для населения предоставляются на государственном и русском языках. 

 

white-arrow К списку