Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) опубликовало обзор финансового сектора за апрель 2021 года.
С какими вопросами обращались граждане в финрегулятор в апреле текущего года рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
В апреле 2021 года деятельность Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в вопросах защиты прав потребителей была направлена на рассмотрение заявлений заемщиков об оказании содействия и принятие мер по снижению их долговой нагрузки, в том числе в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов).
Всего в апреле 2021 года Агентством рассмотрено 1 479 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с прошлым отчетным периодом меньше на 21,8%. Наибольшая доля обращений пришлась на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), составив 72.5% от общего количества обращений.
В частности, граждане обращались по вопросам реструктуризации/рефинансирования займов, в том числе условий Программы рефинансирования и прощения задолженности; понуждение к заключению договоров страхования; разъяснение норм нормативных правовых актов по банковскому сектору и проверка условий банковского договора займа на соответствие требованиям законодательства РК.
Обращения потребителей финансовых услуг в страховом секторе касались вопросов неосуществление страховой выплаты; проверка условий договора страхования на соответствие требованиям законодательства РК, в микрофинансовом секторе: разъяснение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность; о проведении проверки деятельности микрофинансовой организации и снижении ставки вознаграждения по микрокредитам. По деятельности коллекторских агентств граждане обращались в основном в связи с неправомерностью действий сотрудников данных организаций.
Примененные меры воздействия и санкции
За апрель 2021 года по выявленным нарушениям законодательства Республики Казахстан в действиях банков второго уровня, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность Агентством применено 6 рекомендательных мер надзорного реагирования, 8 письменных предписаний и 8 административных взысканий на общую сумму 2 752,8 тыс. тенге, в том числе в отношении:
1) банков второго уровня - 6 рекомендательных мер надзорного реагирования, 1 административное взыскание на сумму 477,5 тыс. тенге;
2) коллекторских агентств - 2 письменных предписания, 2 административных взыскания на общую сумму 816,8 тыс. тенге.
3) организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 6 письменных предписаний, 5 административных взысканий на общую сумму 1 458,5 тыс. тенге.
Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались: не соблюдения очередности погашения задолженности по займу, не соблюдения срока уведомления залогодателя о проведении торгов на заложенное имущество, начисления и требования неустойки по истечении девяноста последовательных календарных дней просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа, требования выплаты вознаграждения и начисления неустойки в период нахождения задолженности на досудебном взыскании и урегулировании у коллекторского агентства, нарушения срока исполнения указания по платежу и (или) переводу денег; осуществления недобросовестных действий, вводящих должника в заблуждение относительно характера возникновения задолженности, непредставления сведений в кредитное бюро, нарушения правил осуществления коллекторской деятельности (далее – правила), за исключением недобросовестных действий, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» в части несообщения должнику полной информации, регламентированной правилами; неуведомления заемщика о переходе права (требования) по договору о предоставлении микрокредита третьему лицу, несоответствия договора о предоставлении микрокредита установленным требованиям, не соблюдения срока хранения невостребованных вещей по истечении срока именной сохранной квитанции, не представления информации и представления недостоверных сведений в кредитное бюро, недостоверного указания размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита и превышения ее предельного размера.
О ходе реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов)
Рефинансирование ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) осуществляется 18 банками и 3 ипотечными организациями.
В рамках первой части Программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 годы, банками на 1 мая 2021 года на рефинансирование одобрено 29 116 заявок на сумму 184,2 млрд. тенге, рефинансировано 28 136 займов на сумму 171,86 млрд. тенге, из них с 2020 года рефинансировано 1 486 займов на сумму 13,6 млрд. тенге.
В рамках второй части Программы, банками в декабре 2020 года завершена конвертация валютных ипотечных займов, выданных до 01.01.2016г. За период реализации первой и второй частей Программы банками проведена конвертация 27 202 валютных ипотечных займов на сумму 222,6 млрд тенге.
В рамках третьей части Программы банками проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках Программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка. Данная работа завершается 1 июля 2021г.
Постановлением Правления Агентства от 27 апреля 2021 года № 59, утверждены изменения и дополнения в Программу, направленные на оказание дополнительной помощи в виде дальнейшего снижения долговой нагрузки и сохранения единственного жилья для заемщиков из числа социально-уязвимых слоев населения.
С учетом принятых поправок в Программу, меры финансовой поддержки дополнительно будут оказаны ипотечным заемщикам, являющимся законными представители несовершеннолетних и/или лиц, имеющих инвалидность, а также заемщикам, на попечении (иждивении) которых находится лицо, имеющее статус - СУСН и которые несут расходы на содержание, лечение нетрудоспособных граждан. Опекунство должно быть подтверждено на 1 января 2021 года.
Дополнительно, в рамках Программы меры поддержки будут оказаны гражданам из категории СУСН, имеющим ипотечные займы, выданные ликвидированным АО «Банк Астаны» (далее - Банк) и рефинансированным по первому направлению Программы.
Для поддержки ипотечных заемщиков с низким уровнем дохода принятыми Поправками закрепляется сохранение индивидуальных доходов заемщика, относимых к СУСН, в пределах двух прожиточных минимумов.
Также, поправки предусматривают, что при передаче бывшему собственнику жилья, относящемуся к категории СУСН, с баланса банка на условиях финансирования или аренды, банкам предоставлено право самостоятельно принимать решение передать жилье собственнику по стоимости меньшей, чем ранее принятой на баланс банка.
От бесплатной диагностики здоровья до ремонта квартир: новые виды мошенничества
Летние распродажи: как не попасться на уловки недобросовестных продавцов
Что такое налоговые вычеты и как их применить в 2025 году
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Банкротство граждан в Казахстане: как это работает и какие новшества введены
Ошибочный перевод, что делать: пошаговая инструкция