«У меня зазвонил телефон»: мошенники атакуют казахстанцев от имени мобильных операторов связи и единого контакт-центра государственных органов

time 19.07.2024
aye 2685
«У меня зазвонил телефон»: мошенники атакуют казахстанцев от имени мобильных операторов связи и единого контакт-центра государственных органов

Так начиналось знаменитое стихотворение Корнея Чуковского «Телефон». Правда животные леса просили кто шоколад для сына, кто калоши, перчатки, книжки и даже помощи вытащить из болота бегемота. Но сегодня телефон не только мгновенный способ связи, но и небезопасное устройство, от одного звонка которого можно потерять деньги и сбережения. 

Fingramota.kz расскажет, как при помощи звонка на мобильный номер граждане теряют деньги и что для этого необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя и своих близких. 

Что случилось?

Последние несколько дней казахстанцев активно начали атаковать звонками от различных «операторов» мобильной связи, сообщающих об истечении срока сим-карты мобильного телефона и необходимости продлить соответствующий договор.  Лже-оператор предлагает продлить срок действия телефонной карты, иначе номер мобильного будет заблокирован в 00.00 часов. Напуганный абонент соглашается и ему быстро начинают диктовать порядок действий.

Первым действием «оператор» просит продиктовать так называемый «код талончика», который приходит смс-сообщением, внимание, с номера 1414, единого контакт-центра egov.kz. Мошенники неслучайно выбрали этот номер, т.к. казахстанцы давно доверяют ему.

Доверчивые граждане диктуют номер кода, пришедший смс-сообщением и «оператор» дальше начинает раскручивать свою «жертву». Например, в системе он увидел попытку оформления кредита и сейчас определит в каком банке и на какую сумму пытаются оформить кредит на абонента. И главное, они убеждают «жертву», что отправят запросы в банки для исключения возможности оформления незаконных кредитов. Абонент благодарит за помощь, а мошенники в свою очередь просят разрешения перезвонить, как все выяснится. Когда абонент соглашается, просят не отключать телефон, отвечать на звонки и строго следовать их указаниям.  

Далее абоненту начинают поступать «звонки из банка» с вопросом, была ли заявка на оформление кредита от вашего имени. На тот случай, если клиент заподозрит что-то неладное, ему направят фиктивную выписку из банка якобы на официальном бланке с печатью, подписью и с подтверждающим соответствующим текстом о совершении несанкционированного оформления кредита. Жертва верит и строго следует их указаниям.

Дополнительно мошенники применяют психологическое воздействие: жертве запрещают звонить родным и близким, аргументируя тем, что информация строго конфиденциальна и даже задействованы силовые органы, которые в случае разглашения разговоров могут привлечь как соучастников, будет заведено уголовное дело. 

На подобные переговоры у жертвы и мошенников уходит от 2 до 5 часов. Все это время человек находится под давлением испытывая страх и беспокойство. В этот период мошенники оформляют кредиты и все общение прекращается. Некоторые люди постепенно соображают, что произошло что-то неправильное и начинают предпринимать действия. Некоторые лишь по истечении времени – от нескольких дней до месяца узнают, что на них оформлены займы и то после того, как выявится просрочка по платежам так называемых кредитов.

Подробнее читайте в разделе "Осторожно мошенники"

white-arrow К списку