В связи с последними событиями в Казахстане, связанными с введением чрезвычайного положения и подключением Интернета, многие казахстанцы столкнулись с различного рода мошенниками. Fingramota.kz расскажет, как распознать аферистов по некоторым характерным признакам.
Фейковые колл-центры
Наибольшее доверие у клиентов банков скорее вызовет оператор горячей линии, к которому граждане сами дозваниваются, чем незнакомый «банковский менеджер», который позвонил первым. Поэтому мошенники делают все возможное, чтобы люди обращались в вымышленные колл-центры и выполняли указания их сотрудников.
К примеру, злоумышленники для того, чтобы выйти на контакт с потенциальной жертвой, могут позвонить на мобильный телефон якобы от банка, сообщить важную информацию, заинтриговать и прервать разговор. Клиент перезванивает по номеру, который высветился, ему отвечает сначала «автооответчик» данного банка, а затем мнимый оператор.
Финансовые мошенники идут на данные ухищрения с одной целью – выманить деньги или данные жертвы для доступа к их счету. Это ИИН, полные реквизиты платежной карты или счета, включая CVV/CVC код, а также код из SMS-сообщения. Для этого они используют методы социальной инженерии, то есть психологические приемы и манипуляции, а затем, получив желаемое, злоумышленники могут без труда обналичить все средства на счете, оформить подставной кредит или совершить онлайн-покупку, используя данные вашей платежной карты.
Уведомления по электронной почте или SMS
Мошенники ловко «подделывают» любые номера, с которых могут отправлять различные сообщения. Они могут подменить даже короткий номер колл-центра банка – современные технологии позволяют сделать это без особых усилий. При этом сами злоумышленники могут находиться в другом городе или даже в другой стране.
К примеру, посредством SMS приходит уведомление якобы от банка, что кто-то пытается войти в ваш онлайн-банкинг или зафиксирована подозрительная операция по вашему счету, и для уточнения информации нужно позвонить по такому-то номеру на горячую линию банка, либо же перейти по ссылке.
Уведомления могут поступать также через электронную почту. Например, что произведена подписка на некую банковскую услугу, скоро спишется оплата, а для ее отмены необходимо позвонить в колл-центр банка по указанному в письме номеру.
Если банковские клиенты позвонят по мошенническим номерам и выполнят инструкции фальшивых операторов, то добровольно передадут аферистам свои личные и платежные данные.
Лучше прервать разговор, чем сообщить незнакомцам свои персональные данные
ПИН - код, пароли от банковских приложений, трехзначный код на обороте платежной карты, SMS-коды – это конфиденциальная информация, которую вы должны держать в секрете и НИКОМУ не сообщать, в том числе работникам банков.
Запомните, что банковские сотрудники, операторы колл-центров банков никогда не будут спрашивать данную информацию по телефону. Она нужна только мошенникам.
Настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить вам, чтобы уточнить имя, фамилию; паспортные данные; какие карты были оформлены; сколько денег на них осталось. В банке имеется ваше полное финансовое досье – кредитная история.
Для того, чтобы убедиться в том, кто вам позвонил банковский менеджер либо мошенник, необходимо самостоятельно набрать номер горячей линии банка, в котором вы обслуживаетесь. Но ни в коем случае не тот номер, с которого поступил звонок или который указан в SMS-сообщении или уведомлении, поступившем по электронной почте.
Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать по телефону
На тревожное заявление о том, что с вашей картой серьезная проблема, лучший ответ: «Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично». Будьте уверены – звонящий тут же отключится. Это очень распространенная уловка – напугать владельца карточки. Ситуации могут быть придуманы разные:
«Кто-то проводит подозрительные транзакции по вашей карточке»;
«Срочно! Уже списана n-ная сумма с вашего счета/карточки, надо незамедлительно перевести деньги на временный счет»;
«Это вы пять минут назад подали заявку на оформление кредита? Если нет, то срочно нужны ваши данные, чтобы отменить ее»;
«Ваша карточка заблокирована, чтобы ее разблокировать на ваш телефон придет SMS, в котором указан код, назовите его» и т.д. Главная цель мошенников – напугать вас, вывести из равновесия, чтобы легче было вами манипулировать.
Стоит помнить, что если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу. А лучше всего перезвонить самим в отделение банка и уточнить, действительно ли это они отправили уведомление.
Если звонящий просит скачать некое приложение на телефон, не делайте этого
Даже если слова звонящего звучат убедительно, все-равно не верьте ему. Мошенники всеми правдами и неправдами могут попытаться убедить вас скачать вредоносные приложения, с помощью которых получат удаленный доступ к вашему гаджету и, соответственно, всему содержимому. Если у вас до сих пор нет антивирусной программы, то срочно установите ее на все устройства, которыми пользуетесь.
Не переходите по сомнительным ссылкам из сообщений
Никогда не переходите по сомнительным ссылкам из электронных писем и SMS-сообщений. В них может быть вшита вредоносная программа, которая крадет персональные данные пользователя. Даже если вы получили ссылку от знакомого вам человека, не спешите переходить по ней. Кибермошенники могли зайти в чужой аккаунт и совершить рассылку. К примеру, вы получили сообщение от друга с просьбой пройти по ссылке и поддержать его в онлайн-конкурсе. Не стоит спешить и сразу же кликать по ней. За такими ссылками могут скрываться вредоносные программы.
Будьте бдительны и перепроверяйте информацию
Телефонные мошенники очень надеются, что вы поверите им, и специально торопят вас, используя различные уловки, чтобы у вас не было времени на раздумья и анализ, и вы не могли перепроверить информацию. Но когда возникает вопрос, касающийся денег, то торопиться нельзя. Мошенники всегда заводят разговор о деньгах, помните об этом!
Они ежедневно изобретают новые схемы обмана. Не доверяйте незнакомым людям, которые могут к вам позвонить, написать, которые просят передать им конфиденциальные сведения. Всегда перепроверяйте информацию, перезванивайте в банк или иную организацию, от чьего имени звонят якобы их представители. Берегите себя и свои персональные данные!
Повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
«Новогодние фейки»: как в предпраздничной суете не попасться на уловки мошенников
Что такое AQYL, и как открыть образовательный депозит онлайн
Если у вас есть несколько кредитов: как их правильно погасить досрочно
Что такое онлайн-страхование, и какие продукты страховщики предлагают детям?
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Что такое криптовалюта и где она используется?