На ваш смартфон пришло уведомление от банка, что средства на вашем счете были списаны, но вы этого не делали. Возможно, финансовые мошенники получили доступ к вашей платежной карте и личным данным.

Каким образом финансовые мошенники могут получить доступ к вашим картам и счетам? 


Как показывает анализ обращений граждан, рассматриваемых Департаментом защиты прав потребителей финансовых Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, на сегодняшний день участились случаи финансового мошенничества, связанного с банковскими картами, счетами и депозитами.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, в 2020 году в Казахстане количество интернет – мошенничества составило 14 175 зарегистрированных случаев, что почти вдвое больше, чем в 2019 году - 7 739 случаев.


Примерно каждое пятое мошенничество приходится на хищение денежных средств граждан путем завладения их персональными данными. Согласно информации «Лаборатории Касперского», в казахстанском сегменте интернета было выявлено более 5 тыс. ресурсов, созданных мошенниками с целью выманить деньги пользователей.

 На основе приведенной статистики следует признать, что люди, пользуясь мобильными приложениями, могут и не заподозрить, на какие изощренные способы кражи денег способны пойти мошенники. Любое разглашение персональной информации неизвестному лицу несет за собой серьезные последствия для ее владельца.


Каким образом финансовые мошенники могут получить доступ к вашим картам и счетам? 

Пример 1. Вам позвонил якобы сотрудник банка, потребовав озвучить по телефону данные карты, пин – код или сообщить кодовое слово под предлогом предотвращения технических сбоев. При этом вы и не подозреваете, что с вами разговаривает мошенник, так как он представляется именем и фамилией работника банка, и сообщаете ему все необходимые данные. Этой информации достаточно мошенникам для осуществления операций от вашего имени.

По данным Лаборатории Касперского в Центральной Азии, странах СНГ и Балтии, с мошенниками, прикрывавшихся под видом банковских работников, сталкивался хотя бы раз почти каждый третий казахстанец - 31%. В трех из четырех таких случаев - 73%, речь идет о телефонном мошенничестве. Примерно каждый второй звонок поступал в рабочее время — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.

Принимая во внимание данные Лаборатории Касперского, в трети случаев мошенники полностью называли правильные личные данные того, кому звонили. Наиболее распространёнными легендами были предложение кредита - 64%, необходимость подтвердить данные, такие как пароль, номер банковской карты, пин-код, CVV-код - 59%, а также СМС - уведомление о блокировке карты - 44%.

 Пример 2. Вам поступило SMS-сообщение или письмо по электронной почте от банка, в котором вы обсуживаетесь с указанием сомнительной ссылки. Вы проявили невнимательность и перешли по данной ссылке на фейковый сайт банка. Введя на нем свои данные, тем самым вы передаете ваши деньги мошенникам, которые могут списать их с вашей карты.

Злоумышленники собирают нужную информацию заранее и активно используют методы социальной инженерии. Согласно информации Лаборатории Касперского, в 43% случаев злоумышленники пытались выведать код из СМС или данные карты, а в 22% случаев убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет.

Пример 3. Вы потеряли платежную карту, не уведомили об этом банк и не вовремя заблокировали. В данном случае злоумышленники могут воспользоваться платежной картой, используя ее, к примеру, при онлайн-покупках или совершить платеж в торговой точке бесконтактным способом, который не требует ввода пин-кода.

Поэтому в случае потери платёжной карты необходимо сразу же заблокировать ее посредством мобильного приложения или обратиться в колл-центр банка.

Пример 4. Вы продаете товар, и вам звонят лжепокупатели, заявляя, что хотят его купить и готовы внести предоплату. При этом мошенники, представляясь бухгалтерами или директорами фирм, просят указать ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер платежной карты, номер текущего или сберегательного счета. Когда продавец указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения, отправленного на номер жертвы якобы для активации перевода денег. После получения кода мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Помните! Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить такую конфиденциальную информацию, как трехзначный код на оборотной стороне платежной карты, пин-код, кодовое слово, ИИН и т.д. Менеджеры банков обладают всей необходимой информацией. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом. 


Что необходимо сделать, если вы обнаружили, что средства на вашей платежной карте сняты без вашего ведома?

 Шаг 1. В первую очередь, заемщику в срочном порядке необходимо обратиться в банк по номеру на обороте платежной карты или позвонить в колл-центр банка, сообщив менеджеру о несанкционированном списании денег, и потребовать заблокировать платежную карту. В случае, если карта утеряна, то владельцу также необходимо незамедлительно оповестить об этом банк. Вы также можете самостоятельно заблокировать операции в интернете и платежную карту посредством мобильного приложения.

 Шаг 2. Обратитесь в банк с письменным заявлением о наличии мошеннической операции на счете или карте. Заявление вы можете направить на электронную почту банка, указанную на сайте, или отнести в отделение банка. Кредитная организация рассмотрит поступившее обращение от заемщика в соответствующие сроки. В заявлении необходимо указать все обстоятельства и несогласие с произведенной операцией. Сохраните экземпляр заявления для дальнейшего направления в уполномоченный орган.

 Шаг 3. Следом обратитесь с заявлением в правоохранительные органы. Ведь вопрос по расследованию дел, связанных с финансовым мошенничеством, находится в компетенции полиции.

 Шаг 4. Вам также необходимо направить обращение в Департамент защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. Заявления и обращения на действия субъектов финансового рынка можно направлять посредством электронного правительства или обратиться в Агентство.

Если у вас есть вопросы касательно деятельности сомнительных организаций, имеющих признаки финансовых пирамид или мошенничества, вы можете задать его в новом разделе мобильного приложения «Fingramota Online» – «Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество».

Берегите себя и свои деньги, повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!