Вы когда-нибудь встречались с Асаном и Усеном? Они живут на соседней улице с вами и наверняка встречались. Мальчики похожи друг на друга как две капли воды, потому что они близнецы и очень этим гордятся. Но одинаковые они только на первый взгляд, родители, друзья и учителя в школе никогда их не путают, ведь характеры у братьев очень разные.
Асан появился на свет на целых 15 минут раньше Усена, поэтому считает себя старшим и главным. Он – непоседа и озорник, любит прикалываться и задавать вопросы. А еще он заядлый футболист.
А вот Усен – полная противоположность брату. Он, конечно, тоже занимался спортом, настольным теннисом, но свободное время предпочитает проводить с книгой или вести наблюдения за улитками, которые живут в аквариуме на подоконнике в их с братом детской.
Несмотря на то что ребята такие непохожие, они не разлей вода и очень редко ссорятся, хотя всякое бывает…
Однажды в начале сентября папа за завтраком объявил мальчикам:
– Вы стали на целый год старше, теперь второклассники. А это означает, что свободы и ответственности у вас больше. Вот мы и решили на семейном совете провести эксперимент на самостоятельность.
– Люблю эксперименты! – воскликнул Асан.
– А мне не нравится роль подопытного кролика, – засомневался Усен. – Что нас ждет?
Папа пояснил:
– Мы с мамой каждый день будем выделять вам на расходы карманные деньги.
– Ура! – обрадовался Асан. – А сколько?
– 500 тенге каждому.
Асан недовольно сморщил нос:
– Так мало?
Мама строго посмотрела на сына:
– Деньги нам с папой не с неба падают, мы их зарабатываем. Правильно тратить деньги – это искусство, которому надо учиться. Без финансовой грамотности в нашей жизни не прожить!
– Надеюсь, эксперимент пройдет удачно! – И папа выдал сыновьям по 500 тенге. – Вечером мы, как обычно, поговорим с вами о том, как прошел день, и заодно выясним, как вы распорядились своими деньгами.
Как только мальчики вышли из подъезда, Асан предложил брату:
– Времени до начала уроков еще вагон. Давай зайдем в магазин и купим что-нибудь!
Усен пожал плечами:
– Зачем? Мне ничего не надо.
Но за компанию пошел с братом в магазинчик, расположенный рядом с домом, где торговали всякой всячиной. Асан быстро пробежался по магазину, купил леденец «Динозаврик», жвачку и еще что-то, а Усен постоял у прилавка, подумал и после приобрел шариковую ручку, так, на всякий случай. Сдачу положил в кошелек и бросился догонять брата.
На первом же уроке выяснилось, что Асан забыл дома ручку.
Он не очень огорчился и предложил брату поменять его запасную ручку на леденец.
Усен заупрямился:
– Ручка стоит 150 тенге, а леденец всего 120. И я не люблю леденцы. – Но потом согласился выручить брата, напомнив: – Завтра отдашь 30 тенге.
– Ну ты и жадина! – обиделся Асан. – А еще называешься братом!
В общем, немного повздорили.
Помирились после того, как Усен на перемене на оставшиеся у него деньги купил себе и брату по пирожку и стакану чая.
Вечером папа поинтересовался, как прошел день, и попросил рассказать сыновей, как они распорядились деньгами.
– День прошел хорошо! – отчитался Асан. – Я получил пятерку по математике, а деньги истратил все до копейки.
– А на что ты их потратил? – уточнил папа.
Асан пожал плечами:
– Не помню!
И тут же хлопнул себя по лбу:
– Я купил леденец, который поменял на ручку Усена, потому что свою забыл дома.
– Вот-вот, а я остался из-за тебя без запасной ручки, – напомнил брат. – И ты мне должен 30 тенге!
Мальчики снова заспорили.
– Оставшиеся от покупки ручки деньги я потратил на обед с братом в школьной столовой, – рассказал Усен. – У меня тоже нет ни тенгушки.
– Молодец! – похвалила его мама.
– А почему вы меня не хвалите? – обиделся Асан. – Ни у меня, ни у него не осталось денег!
– Ну, во-первых, у тебя была такая же сумма денег, как у Усена, но ты потратил ее на ненужные вещи и тебе не на что было купить еду. На этом нельзя экономить. Брат тебя выручил. Кроме того, Усен прав в истории с ручкой, обмен неравноценный. У тебя долг перед Усеном. Придется вернуть.
– Как все сложно! – огорченно пробормотал Асан. – Кто и, главное, зачем только придумал эти деньги! Намного легче жить без них!
– Не совсем так, – покачал головой папа. – Деньги – очень полезное изобретение. Без них людям никуда.
– Не может быть! Деньги были не всегда? – не поверили сыновья. – А кто их изобрел?
– Имени того, кто придумал деньги, мы не узнаем никогда. Давным-давно, когда денег еще не было на свете, людям приходилось, почти как вам сегодня, менять один товар на другой – скажем, барана на пшеницу или соль на глиняный кувшин. И случалось, они так же спорили, как и вы. Чтобы упростить обмен, люди начали между собой договариваться и использовать предметы, которые представляли для них ценность. Роль денег в разное время и разных частях света выполняли и скот, и сушеная рыба, и мех пушных зверей, и зерно, и даже камни. Постепенно люди пришли к тому, что деньги должны иметь определенную ценность для всех, не портиться при использовании, быть легкими, чтобы их можно было носить с собой, и делиться на части. Лучше всего под эту роль подходили слитки металлов: медь, бронза, серебро и золото. Позже из них стали чеканить монеты, на которые наносились особые знаки, надписи и изображения, содержащие информацию о том, кто и где их изготовил. Затем появились бумажные деньги, а в ХХ веке возникли пластиковые банковские карточки, потом и электронные деньги, и даже цифровые, которые позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным. У денег богатая история, они играют важную роль в нашей жизни, поэтому к ним надо относиться с уважением, ведь в них – труд человека, который их заработал, например, мой и вашей мамы.
После ужина Асан поинтересовался:
– Согласен, я сегодня истратил свои деньги зря, а завтра вы мне дадите 500 тенге? Мне надо вернуть долг Усену, и я хочу купить ему пирожок на обед.
Знаешь ответ?
Поставь галочку рядом с ответом, который считаешь верным.
Деньги нам нужны для:
…покупки продуктов питания
…оплаты бытовых услуг
…красоты
…оплаты развлечений
…оплаты различных услуг
…оплаты проезда на транспорте
…покупки подарков
…коллекции
…можно и без них прожить
Блокнот юного финансиста
Финансовая грамотность – это знания и умения, показывающие степень осведомленности школьника в финансовых вопросах.
Детская игровая комната «Золотая монетка»
Игра-бродилка
«История денег»
Помоги Асану и Усену собрать коллекцию монет, которые люди использовали с древних времен и до наших дней. В эту бродилку лучше играть вдвоем и складывать приобретения в одну копилку. Победителем можно считать того, кто успеет собрать больше экспонатов для коллекции.
Для игры потребуется игровой кубик, который можно сделать из пластилина, и игровые фишки, роль их могут выполнять любые мелкие предметы.
Правила игры:
1. Попал на кружок «Золотая монетка» – делаешь два хода вперед.
2. «Серебряная монетка» предлагает остаться на месте.
3. «Черный кружок» требует сделать два хода назад.
Победит тот, кто соберет больше всего экспонатов для коллекции.
Как распознать фишинговые сайты: основные приметы и полезные рекомендации
Быстро, удобно и полезно: почему автовладельцам стоит обратить внимание на Европротокол
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Как работают инвестиционные приложения для начинающих?
Что такое криптовалюта и где она используется?
Спам-звонки от незнакомых номеров: как их избежать