Вы когда-нибудь встречались с Асаном и Усеном? Они живут на соседней улице с вами и наверняка встречались. Мальчики похожи друг на друга как две капли воды, потому что они близнецы и очень этим гордятся. Но одинаковые они только на первый взгляд, родители, друзья и учителя в школе никогда их не путают, ведь характеры у братьев очень разные.
Асан появился на свет на целых 15 минут раньше Усена, поэтому считает себя старшим и главным. Он – непоседа и озорник, любит прикалываться и задавать вопросы. А еще он заядлый футболист.
А вот Усен – полная противоположность брату. Он, конечно, тоже занимался спортом, настольным теннисом, но свободное время предпочитает проводить с книгой или вести наблюдения за улитками, которые живут в аквариуме на подоконнике в их с братом детской.
Несмотря на то что ребята такие непохожие, они не разлей вода и очень редко ссорятся, хотя всякое бывает…
Однажды в начале сентября папа за завтраком объявил мальчикам:
– Вы стали на целый год старше, теперь второклассники. А это означает, что свободы и ответственности у вас больше. Вот мы и решили на семейном совете провести эксперимент на самостоятельность.
– Люблю эксперименты! – воскликнул Асан.
– А мне не нравится роль подопытного кролика, – засомневался Усен. – Что нас ждет?
Папа пояснил:
– Мы с мамой каждый день будем выделять вам на расходы карманные деньги.
– Ура! – обрадовался Асан. – А сколько?
– 500 тенге каждому.
Асан недовольно сморщил нос:
– Так мало?
Мама строго посмотрела на сына:
– Деньги нам с папой не с неба падают, мы их зарабатываем. Правильно тратить деньги – это искусство, которому надо учиться. Без финансовой грамотности в нашей жизни не прожить!
– Надеюсь, эксперимент пройдет удачно! – И папа выдал сыновьям по 500 тенге. – Вечером мы, как обычно, поговорим с вами о том, как прошел день, и заодно выясним, как вы распорядились своими деньгами.
Как только мальчики вышли из подъезда, Асан предложил брату:
– Времени до начала уроков еще вагон. Давай зайдем в магазин и купим что-нибудь!
Усен пожал плечами:
– Зачем? Мне ничего не надо.
Но за компанию пошел с братом в магазинчик, расположенный рядом с домом, где торговали всякой всячиной. Асан быстро пробежался по магазину, купил леденец «Динозаврик», жвачку и еще что-то, а Усен постоял у прилавка, подумал и после приобрел шариковую ручку, так, на всякий случай. Сдачу положил в кошелек и бросился догонять брата.
На первом же уроке выяснилось, что Асан забыл дома ручку.
Он не очень огорчился и предложил брату поменять его запасную ручку на леденец.
Усен заупрямился:
– Ручка стоит 150 тенге, а леденец всего 120. И я не люблю леденцы. – Но потом согласился выручить брата, напомнив: – Завтра отдашь 30 тенге.
– Ну ты и жадина! – обиделся Асан. – А еще называешься братом!
В общем, немного повздорили.
Помирились после того, как Усен на перемене на оставшиеся у него деньги купил себе и брату по пирожку и стакану чая.
Вечером папа поинтересовался, как прошел день, и попросил рассказать сыновей, как они распорядились деньгами.
– День прошел хорошо! – отчитался Асан. – Я получил пятерку по математике, а деньги истратил все до копейки.
– А на что ты их потратил? – уточнил папа.
Асан пожал плечами:
– Не помню!
И тут же хлопнул себя по лбу:
– Я купил леденец, который поменял на ручку Усена, потому что свою забыл дома.
– Вот-вот, а я остался из-за тебя без запасной ручки, – напомнил брат. – И ты мне должен 30 тенге!
Мальчики снова заспорили.
– Оставшиеся от покупки ручки деньги я потратил на обед с братом в школьной столовой, – рассказал Усен. – У меня тоже нет ни тенгушки.
– Молодец! – похвалила его мама.
– А почему вы меня не хвалите? – обиделся Асан. – Ни у меня, ни у него не осталось денег!
– Ну, во-первых, у тебя была такая же сумма денег, как у Усена, но ты потратил ее на ненужные вещи и тебе не на что было купить еду. На этом нельзя экономить. Брат тебя выручил. Кроме того, Усен прав в истории с ручкой, обмен неравноценный. У тебя долг перед Усеном. Придется вернуть.
– Как все сложно! – огорченно пробормотал Асан. – Кто и, главное, зачем только придумал эти деньги! Намного легче жить без них!
– Не совсем так, – покачал головой папа. – Деньги – очень полезное изобретение. Без них людям никуда.
– Не может быть! Деньги были не всегда? – не поверили сыновья. – А кто их изобрел?
– Имени того, кто придумал деньги, мы не узнаем никогда. Давным-давно, когда денег еще не было на свете, людям приходилось, почти как вам сегодня, менять один товар на другой – скажем, барана на пшеницу или соль на глиняный кувшин. И случалось, они так же спорили, как и вы. Чтобы упростить обмен, люди начали между собой договариваться и использовать предметы, которые представляли для них ценность. Роль денег в разное время и разных частях света выполняли и скот, и сушеная рыба, и мех пушных зверей, и зерно, и даже камни. Постепенно люди пришли к тому, что деньги должны иметь определенную ценность для всех, не портиться при использовании, быть легкими, чтобы их можно было носить с собой, и делиться на части. Лучше всего под эту роль подходили слитки металлов: медь, бронза, серебро и золото. Позже из них стали чеканить монеты, на которые наносились особые знаки, надписи и изображения, содержащие информацию о том, кто и где их изготовил. Затем появились бумажные деньги, а в ХХ веке возникли пластиковые банковские карточки, потом и электронные деньги, и даже цифровые, которые позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным. У денег богатая история, они играют важную роль в нашей жизни, поэтому к ним надо относиться с уважением, ведь в них – труд человека, который их заработал, например, мой и вашей мамы.
После ужина Асан поинтересовался:
– Согласен, я сегодня истратил свои деньги зря, а завтра вы мне дадите 500 тенге? Мне надо вернуть долг Усену, и я хочу купить ему пирожок на обед.
Знаешь ответ?
Поставь галочку рядом с ответом, который считаешь верным.
Деньги нам нужны для:
…покупки продуктов питания
…оплаты бытовых услуг
…красоты
…оплаты развлечений
…оплаты различных услуг
…оплаты проезда на транспорте
…покупки подарков
…коллекции
…можно и без них прожить
Блокнот юного финансиста
Финансовая грамотность – это знания и умения, показывающие степень осведомленности школьника в финансовых вопросах.
Детская игровая комната «Золотая монетка»
Игра-бродилка
«История денег»
Помоги Асану и Усену собрать коллекцию монет, которые люди использовали с древних времен и до наших дней. В эту бродилку лучше играть вдвоем и складывать приобретения в одну копилку. Победителем можно считать того, кто успеет собрать больше экспонатов для коллекции.
Для игры потребуется игровой кубик, который можно сделать из пластилина, и игровые фишки, роль их могут выполнять любые мелкие предметы.
Правила игры:
1. Попал на кружок «Золотая монетка» – делаешь два хода вперед.
2. «Серебряная монетка» предлагает остаться на месте.
3. «Черный кружок» требует сделать два хода назад.
Победит тот, кто соберет больше всего экспонатов для коллекции.
«Новогодние фейки»: как в предпраздничной суете не попасться на уловки мошенников
Что такое AQYL, и как открыть образовательный депозит онлайн
Если у вас есть несколько кредитов: как их правильно погасить досрочно
Что такое онлайн-страхование, и какие продукты страховщики предлагают детям?
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Что такое криптовалюта и где она используется?