С 1 октября 2022 года вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым изменились сроки обновления и предоставления информации о заемщиках в кредитные бюро.
Эти изменения стали результатом вступления в силу подписанного в июле 2022 года Главой государства Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности».
Так, с 1 октября 2022 года поставщики информации, за исключением кредитных товариществ и коллекторских агентств, обязаны передавать сведения о новых выданных займах в кредитные бюро в течение одного рабочего дня, а последующие обновления любой информации о субъектах кредитной истории в течение 10 рабочих дней. Ранее они обновляли информацию дважды в месяц – в течение 15 рабочих дней.
При этом в течение 10 рабочих дней в кредитные бюро предоставляют сведения все поставщики информации, кроме:
- коллекторских агентств;
- ИП или юрлиц, реализующих товары и услуги в кредит либо предоставляющих отсрочки платежей, систематизированные признаки которых определяются Правительством;
- субъектов естественной монополии, оказывающих коммунальные услуги. Для них срок предоставления информации в кредитные бюро составляет 30 дней с даты изменения или получения любых данных в отношении субъекта кредитной истории.
Кому выгодны законодательные новшества?
В первую очередь заемщикам, которые регулярно следят за своей кредитной истории. Они могут вовремя обнаружить в персональном кредитном отчете мошеннический кредит и оспорить его. Услуга по оспариванию информации в кредитной истории доступна на медиапортале по повышению финансовой грамотности www.fingramota.kz. Чтобы подать заявку на оспаривание информации в своей кредитной истории, нужно в специальной форме указать свои данные: ИИН и номер телефона. Отработка заявлений осуществляется в установленные законодательством сроки. В течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления об оспаривании информации и на основании полученного от кредитора ответа, заявителю будет направлен соответствующий ответ от кредитных бюро.
Напомним, что в Казахстане функционируют два кредитных бюро – Государственное кредитное бюро (ГКБ) и Первое кредитное бюро (ПКБ), которые формируют кредитные истории, но самостоятельно не вносят изменения в персональные кредитные отчеты. Этим занимаются поставщики информации, то есть банки, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, и иные лица, реализующие товары в кредит или рассрочку.
Подробнее читайте в разделе "Кредиты"
Конференция по противодействию интернет и финансовому мошенничеству была организована порталом Zakon...
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Создан Экспертный совет по повышению финансовой грамотности
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Что делать при потере или краже телефона