Пожилые люди и пенсионеры — одна из самых уязвимых категорий населения для мошенников. Это связано с доверием, недостаточной цифровой грамотностью, а иногда — с отсутствием постоянной поддержки со стороны близких.
Fingramota.kz расскажет о наиболее распространённых схемах мошенничества, направленных на старшее поколение, и даст практические советы, как избежать обмана.
«Ваша карта заблокирована»: опасный звонок «из банка»
«Здравствуйте, на вашем счёте зафиксирована подозрительная операция. Возможно, мошенники пытаются получить доступ к вашей карте. Чтобы обезопасить средства, пожалуйста, подтвердите ваши данные», - с такой фразы зачастую начинается целая схема с привлечением подставных лиц и якобы сотрудников правоохранительных органов.
Расчет идет на то, что у пожилых людей пенсионная карта — единственный источник доходов. На это и рассчитывают мошенники – они предлагают «обезопасить» средства, продиктовать номер карты, код CVV, PIN-код, а также коды из SMS. Иногда просят установить на телефон программы удалённого доступа, чтобы «помочь перевести деньги на безопасный счёт». Главная цель — получить доступ к банковскому счёту и украсть средства.
Как защититься - расскажите эти правила вашим родственникам:
Помните! Банк никогда не запрашивает персональные данные и коды по телефону.
Не устанавливайте по чьей-либо просьбе посторонние приложения.
При сомнительном звонке — кладите трубку и перезванивайте в банк по официальному номеру.
Никогда не устанавливайте по телефону приложения, особенно «удалённого доступа» (Anydesk, TeamViewer и др.).
«Ваш родственник попал в беду»: игра на эмоциях и страхе
Мошенники часто используют эмоциональное давление. Они звонят пожилым людям, представляясь полицейскими или врачами, и сообщают, что их внук или сын попал в ДТП, арестован или находится в больнице. Чтобы «решить вопрос», просят срочно перевести деньги или передать наличные через курьера.
Смысл схемы — застать человека врасплох, напугать и лишить возможности спокойно подумать и перепроверить.
Как защититься:
Не предпринимайте никаких действий, пока не свяжетесь с родственниками напрямую.
Не передавайте деньги посторонним.
Сообщите о подобных звонках в полицию.
Лжесоцработники и «госвыплаты»: обман через доверие
Под видом работников пенсионного фонда, акимата или волонтёров мошенники обещают доплаты к пенсии, компенсации, субсидии и другие «положенные» выплаты. Чтобы получить деньги, человеку предлагают назвать номер банковской карты и коды из SMS, или даже подписать некий «бланк заявления».
Часто такие «соцработники» ходят по квартирам и создают видимость официальности, используя бейджи и поддельные документы. Они могут предлагать различные «акции», «скидки», бесплатные услуги или наоборот, заявить о необходимости что-то обязательно сделать. Например, пройти медобследование, оплатить ремонт дома, коммуникаций или предоставить доступ к вашему личному кабинету в банках или eGov.
Как защититься:
Помните: выплаты от государства оформляются только через ЦОН или eGov.kz.
Не доверяйте «государственным представителям» без удостоверения, и даже при его наличии перепроверяйте все их действия. Для этого можно позвонить по номеру 1414 или непосредственно в ту организацию, сотрудником которой представляются
Не сообщайте личные данные и коды никому, даже если человек выглядит внушительно.
Подробнее читайте в разделе «Осторожно, мошенники»
Как пожилым людям не стать жертвой финансовых аферистов
Финансовый детокс: как навести порядок в расходах?
Что такое налоговые вычеты и как их применить в 2025 году
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Банкротство граждан в Казахстане: как это работает и какие новшества введены