Кто в 2023 году получит единовременную премию в 10% от суммы депозита?

time 1.04.2022
aye 31704
Кто в 2023 году получит единовременную премию в 10% от суммы депозита?

Часто задаваемые вопросы по программе защиты тенговых вкладов сегодня прокомментировал Нацбанк Казахстана.

Fingramota.kz напомнит, что цель данной программы – поддержка казахстанских вкладчиков и обеспечение стабильности финансовой системы. Суть ее в том, что государство в следующем году начислит единовременную премию (компенсацию) в 10% от суммы вклада – сверх выплачиваемой банком процентной ставки. Об этом говорилось в совместном заявлении Нацбанка и Правительства 24 февраля 2022 года.  Нормативный правовой акт (НПА), где будут отражены итоговые условия программы, в настоящее время находится на согласовании и утверждении в Правительстве.

По каким вкладам можно получить компенсацию?

Программа защиты тенговых вкладов распространяется на все популярные вклады. Это:

  • сберегательные вклады;
  • срочные вклады, а также несрочные – в классификации Казахстанского фонда гарантирования депозитов;
  • вклады в «Отбасы банке», вклады в рамках государственной образовательной накопительной системы (депозиты AQYL).

Компенсация будет выплачиваться по тенговым вкладам, которые были открыты и по которым имелся остаток не позднее конца дня 23 февраля 2022 года (т.е. на начало дня 24 февраля 2022 года, когда было опубликовано Совместное заявление).

Обязательным условием выплаты компенсации является сохранение депозита в банке в течение следующих 12 месяцев, то есть с 23 февраля 2022 года до 24 февраля 2023 года. Если вкладчик пополнял депозит и не снимал деньги, то премия будет начислена на сумму остатка на конец дня 23 февраля 2022 года.

Кто может рассчитывать на компенсацию и нужно ли подавать заявление?

Получить единовременную премию от государства, то есть компенсацию в 10% от суммы вклада имеет право каждый вкладчик казахстанского банка – как физические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Программа защиты тенговых депозитов предполагает заявительный характер, то есть вкладчикам необходимо будет подать заявление в банк – в письменной форме или в онлайн-сервисах. Однако итоговые условия, в том числе то, будет ли программа носить заявительный характер или компенсация будет начислена всем вкладчикам по умолчанию, станут известны после утверждения проекта НПА.   В данный момент заявления банками не принимаются!

Когда будут выплачиваться деньги?

Единовременная премия будет начислена после 23 февраля 2023 года, а о периоде выплаты станет известно после публикации соответствующего НПА. Согласно совместному заявлению Правительства и Национального Банка, компенсация 10% будет выплачиваться из средств бюджета.

Максимальная сумма премии составляет 2 млн тенге, т.е. 10% от 20 млн тенге. Для крупных вкладов свыше 20 млн тенге сумма компенсации ограничена. Это означает, что по вашему вкладу, размер которого превышает 20 млн тенге, премия 10% будет начисляться только на 20 млн тенге.

Какие есть исключения по программе?

Программа защиты тенговых депозитов не распространяется на деньги, хранящиеся на платежных карточках, равно как и на текущих счетах. Наряду с платежными карточками и текущими счетами исключение составляют некоторые виды банковских депозитов, которые предназначены для проведения расчетов, а не для накопления и преумножения сбережений. Это, в основном, вклады, не предусматривающие вознаграждения или предусматривающие минимальную процентную ставку, в частности:

  • условные депозиты;
  • депозиты до востребования (как правило, бессрочные вклады со ставкой вознаграждения не более 0,1% годовых).

Как рассчитывается размер компенсации, если были и пополнения, и частичное досрочное снятие?

Если вкладчик частично снимал деньги с депозита, то компенсация составит 10% от минимальной суммы остатка денег на депозите за период с 23 февраля 2022 года по конец дня 23 февраля 2023 года – с учетом всех снятий и пополнений.

Если вкладчик до истечения 12 месяцев полностью изымает депозит, компенсация не выплачивается. Условия начисления премии по вкладам, по которым объективно не представляется возможным провести пролонгацию, уточняются.

Если срок депозита заканчивается в период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно, может ли вкладчик рассчитывать на компенсацию?

Если дата окончания депозита приходится на период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно, то, чтобы соответствовать условиям программы, вклад должен быть продлен. Как правило, банки автоматически продлевают вклады своих клиентов. Для коротких (например, до 3–6 месяцев) вкладов таких автоматических продлений может быть несколько. Следовательно, итоговая новая дата окончания договора вклада должна выпадать на любую дату после 23 февраля 2023 года.

На практике пролонгация вкладов производится по ставке, действующей в банке по данному депозитному продукту в момент пролонгации. Банки самостоятельно устанавливают ставки вознаграждения по вкладам исходя из внутренней депозитной политики, ориентируясь (не превышая) на рекомендуемые КФГД предельные ставки вознаграждения по депозитам.

Куда обратиться, если имеются претензии к банку по вопросам соблюдения им условий договора банковского вклада?

Для получения консультации, связанные с уточнением условий программы, вы можете позвонить в контакт-центр Национального Банка Казахстана по номеру: 1477.

По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг можно обратится в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка:

  • письменно – по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21;
  • посредством портала электронного правительства Egov.kz;
  •  через Управления региональных представителей – по территориальной принадлежности.

На основании вашего обращения будет инициирована документальная проверка в отношении банка и после завершения проверочных мероприятий Агентство предоставит оценку действий финансовому институту.

Для получения консультаций по написанию обращения в финансовый регулятор вкладчики могут позвонить в call-центр Агентства по номеру: +𝟳 𝟳𝟮𝟳 𝟮𝟯𝟳 𝟭𝟬𝟬𝟬. Время работы: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов. Либо задать вопросы через мобильное приложение «Fingramota Online», которое можно скачать  в App Store  и  Play Market. Также доступна веб-версия мобильного приложения.

Источник: Национальный Банк РК

white-arrow К списку