Охота на живца: три кейса по финансовому мошенничеству

time 5.05.2022
aye 4131
Охота на живца: три кейса по финансовому мошенничеству

Через раздел «Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество» мобильного приложения « Fingramota Online» потребители финансовых услуг не только сообщают о финпирамидах, но также рассказывают о различных сомнительных схемах, с которыми они столкнулись. За последний месяц поступила информация по трем видам мошенничества.

Fingramota. kz рассмотрит каждый из них подробнее и даст советы, как не попасть в ловушку злоумышленников.

Псевдокредиты

«Меня зовут Сергей, я консультант по оформлению кредита. Мы от частного фонда kazahcredit. У нас можно за 1 час оформить суммы от 300 тыс. до 6 млн тенге. Ставка 13% годовых. Срок до 5 лет. Получить деньги можно на карту, кошелек», – такую рассылку через WhatsApp или Telegram получили в апреле 2022 года жители одного из регионов Казахстана с номера, который начинается с +370 (это телефонный код Литвы).

Представители этого «фонда» в своей рекламной рассылке заявили, что работают со всеми клиентами, несмотря на плохую кредитную историю и просрочки в других банках. 

Чтобы получить обратную связь, мошенники направляют вопросы: «Как ваши имя-фамилия?», «Какая сумма вас интересует?». То есть таким образом аферисты пытаются вовлечь в диалог потенциальных клиентов, которые срочно нуждаются в деньгах. Большинство граждан могут проигнорировать сообщение, заблокировав подозрительный номер, но некоторые все же на него откликнутся. И тогда мошенники начинают вести точечную атаку, сохранив номер жертвы в свою базу.

Быстрое и легкое оформление псевдокредитов – один из видов финансового мошенничества. Суть его в том, чтобы заставить поверить людей, что они гарантированно могут получить заем, не прилагая больших усилий. Привлекательно, что кредит можно оформить дистанционно и с минимальным пакетом документов. После того, как граждане передадут мошенникам необходимую информацию, злоумышленники могут использовать ее для оформления подставных кредитов, взлома личного кабинета в онлайн- или мобильном банкинге, получая таким образом полный доступ к чужим банковским счетам. 

Опасные опросники

Мошенники по-прежнему заманивают людей фальшивыми опросами на фишинговых сайтах. Пользователь «Fingramota Online» направил ссылку, ведущую якобы на сайт Казахтелекома, где предлагается субсидия на сумму 100 тыс. тенге. Чтобы ее получить, нужно ответить на четыре простых вопроса, выбрать коробку с призом, ввести на сайте свои персональные данные и распространить ссылку среди друзей и знакомых.

На фишинговой странице мошенники использовали логотип казахстанского телеком-оператора, а также цветовую гамму компании. Однако внимательные пользователи заметят, что опрос проводится не на официальном интернет-ресурсе Казахтелекома, а домен сайта состоит из непонятных букв и цифр. Кроме того, после опроса идут комментарии пользователей с иностранными именами, что является очевидным признаком фейка.  Поэтому не стоит доверять таким отзывам.

Используя данную информацию, интернет-мошенники могут:

- вычислить, в каком городе вы проживаете, кто ваш провайдер;

- отслеживать ваши действия в интернете, чтобы раздобыть как можно больше информации о вас;

-  изменить настройки вашего доступа в Сеть, подменяя некоторые сайты на фишинговые копии, и другое.

Ложные звонки

Еще один пользователь мобильного приложения «Fingramota Online» столкнулся с телефонным мошенничеством. К нему позвонил якобы представитель центра поддержки клиентов Национального Банка РК, который в качестве подтверждающих документов скинул через мессенджер их скрины.

Злоумышленник по телефону представился финансовым контролером Национального Банка РК. Он сообщил своему «клиенту», что тот якобы стал жертвой мошеннических действий, и для обеспечения безопасности финансовых активов, согласно договору банковского обслуживания, ему необходимо выполнить «процедуру обновления» единого номера лицевого счета.

Если вы сделаете все по инструкции звонящих незнакомцев, то собственноручно передадите им свои деньги. Соответственно, когда раскроется обман, ваши средства вам никто вернуть не сможет, не помогут даже правоохранительные органы.

Следует помнить, что банковские работники никогда не звонят первыми, чтобы заставить вас перевести деньги на якобы безопасные счета, а также чтобы уточнить ваши персональные данные. Тем более никогда по телефону не будут звонить представители Национального Банка РК.  

Подробнее читайте в разделе "Осторожно, мошенники"

white-arrow К списку