Проблемная задолженность в банке или МФО: как обеспечить погашение просроченного долга?

time 22.07.2024
aye 2337
Проблемная задолженность в банке или МФО: как обеспечить погашение просроченного долга?

В октябре 2021 года законодательно был введен единый и обязательный досудебный порядок урегулирования банками и МФО просроченной задолженности физических лиц. С этого периода Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка были внесены поправки в некоторые нормативные правовые акты, позволяющие более оперативно и эффективно решать вопрос с возникшей просрочкой по кредитам. 

Fingramota.kz расскажет о вступивших в силу нормах по урегулированию просроченной задолженности. 

Что гласит Закон от 1 октября 2021 года?

Предпосылками введения единого и обязательного досудебного порядка урегулирования банками и МФО просроченной задолженности физических лиц послужили формальный подход кредиторов к рассмотрению обращений заемщиков и длительность процедуры принятия решений, занимающая от 6 и более месяцев.

С 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый для банков и МФО досудебный порядок урегулирования просроченной задолженности. Он рассчитан на тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации и не может платить по своим долгам. Лучшее решение – обсудить проблему с кредитором и прийти к компромиссу. Так появился законодательный механизм управления возникшей задолженностью по кредиту.

Справочно: с 2021 года единый порядок позволил изменить условия договоров 1,3 млн заемщикам, из них с начала 2023 года кредиторами проведена реструктуризация займов 815 тыс. заемщиков (330 тыс. заемщиков банков, 485 тыс. заемщиков МФО). За 1 полугодие т.г. проведена реструктуризация займов 286,1 тыс. заемщиков (из них 143,1 тыс. заемщиков банков, 143 тыс. заемщиков МФО) на общую сумму 463 млн тенге (из них банками – 315,6 млн тенге, МФО на сумму – 147,3 млн тенге). 

Какие новые требования установлены к банкам и МФО? 

Январь 2024 года

Для повышения эффективности досудебного порядка урегулирования проблемной задолженности граждан нормативными правовыми актами установлены новые требования к банкам и МФО.

1. Если в законе от 1 октября 2021 года заемщик мог обратиться в банк или МФО с заявлением на урегулирование просроченной задолженности в течение 30 дней, то с января нынешнего года НПА позволяет обратиться с заявлением на изменение условий договора займа по истечении 30 календарных дней с даты возникновения просрочки. 

Т.е. заемщик строго не привязан к дате просрочки и может обратиться к кредитору за урегулированием долга.

Новые правила также позволяют подать заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа через мобильное приложение банка.

2. Еще одна норма заключается в том, что банки и МФО не могут требовать с заемщика единовременного погашения просроченной задолженности либо ее части для рассмотрения вопроса реструктуризации кредита. 

На практике, для предоставления нового графика платежей по кредиту, большинство банков и МФО требовали от заемщика внести сначала взнос в размере 20-30% от суммы задолженности и только после этого приступали к решению вопроса о реструктуризации. Теперь эта практика отменена.

3. Утверждена форма уведомления банка при наступлении просрочки исполнения обязательств по договору банковского займа и порядок взаимодействия с заемщиком, имеющим просроченную задолженность и третьими лицами.

Обращения граждан в Агентство показали, что существуют проблемы, когда банки в неполной мере раскрывают информацию о правах и обязанностях заемщика у которого возникла просрочка по кредиту. Новые нормы обязывают банки уведомлять заемщика по месту жительства (нахождения) заемщика, указанному в договоре банковского займа, посредством SMS-сообщения, push-уведомления или мобильного приложения.

В сообщении должна быть указана полная сумма просроченной задолженности, а также сумма, начисленная по основному долгу, вознаграждению. К тому же, сообщение должно содержать и сумму неустойки (пени) начисленной за нарушение обязательств по возврату основного долга и (или) уплате вознаграждения.  

В новые НПА включены нормы по взаимодействию работников банков с клиентами, у которых возникла просрочка по кредиту.

Подробнее читайте в разделе "Кредиты"

white-arrow К списку