В Казахстане за период с января по 23 июня 2024 года, по данным МВД РК, зарегистрировано свыше 9,4 тыс. случаев интернет-мошенничества. Чтобы не стать жертвой онлайн-преступников, нужно соблюдать определенные меры кибербезопасности. Fingramota.kz расскажет о них подробнее.
В цифровом мире существуют свои правила гигиены, которые необходимо выполнять регулярно. Только в этом случае они помогут защитить ваше киберпространство, а если проявить небрежность, то можно угодить в ловушку финансовых мошенников.
Формируйте правильные привычки, которые помогут обеспечить кибербезопасность в Сети
Правило №1. Никогда и никому, особенно незнакомым людям, не отправляйте копию своего документа, удостоверяющего личность, не озвучивайте полные реквизиты карточки, особенно трехзначный код на обороте, код из SMS и иную персональную информацию. Не переходите по сомнительным ссылкам, не скачивайте нелицензированные приложения из неизвестных источников.
Утеря конфиденциальных данных зачастую ведет к их неправомерному использованию третьими лицами. Злоумышленники, чтобы получить сведения о вас и ваших финансовых счетах, придумывают различные способы обмана, в том числе с помощью фишинга.
Правило №2. Периодически проводите «генеральную уборку» в своем цифровом пространстве, используйте антивирус
В большом потоке информации можно не заметить письмо от мошенников, а также сообщение о взломе вашего почтового ящика или аккаунта в соцсети, поэтому рекомендуем чаще наводить порядок в своем гаджете. А именно просматривать почту, удалять спам и подозрительные письма, блокируя их отправителей, отписываться от ненужных почтовых рассылок и развлекательных подписок в соцсетях, периодически чистить кэш для удаления ненужных данных.
Правило №3. Используйте сложные и разные пароли
Цифровая гигиена сводится к безопасности имеющихся паролей к вашим аккаунтам и личным кабинетам в соцсетях, почте и различных приложениях, в том числе финансовых. Сложность пароля – это мера оценки времени, которое необходимо затратить на его угадывание или его подбор каким-либо методом, например, методом полного перебора.
Правило №4. Не устанавливайте приложения на телефон из неавторизированных магазинов и внимательно следите за настройками конфиденциальности
Скачивайте приложения на свои гаджеты только из официальных магазинов, не устанавливайте пиратский софт. Прежде чем загрузить приложения, внимательно ознакомьтесь с комментариями пользователей и убедитесь в периодическом обновлении разработчиками приложения (в официальных магазинах в обязательном порядке указана дата последних обновлений). Время от времени проверяйте список установленных приложений, удаляйте старые, которые давно не обновлялись. Если хотите привязать к платным сервисам приложений карточку, то используйте для этого виртуальную карту.
Правило №5. Не забывайте про резервное копирование файлов
Регулярно делайте резервные копии важных файлов на внешнем USB-носителе. Эта опция для этого и придумана, чтобы сохранять конфигурацию настроек, все приложения и личную информацию. Данная функция поможет восстановить данные с утерянного устройства и перенести их на новое, в случае утери или поломки гаджета.
Если вы потеряли телефон с номером, который напрямую привязан к вашей банковской карте, или, что еще хуже, его украли, незамедлительно обратитесь в банк, в котором вы обслуживаетесь. Попросите заблокировать свою карточку. Ее потом придется перевыпустить.
Уточните в банке, когда были в последний раз совершены операции по вашему счету. Если мошенники все же успели снять средства с карты или оформили на ваше имя «чужой» кредит, тогда напишите заявление в банк и попросите провести внутреннее расследование.
Подробнее читайте в разделе "Осторожно, мошенники"
Конференция по противодействию интернет и финансовому мошенничеству была организована порталом Zakon...
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Создан Экспертный совет по повышению финансовой грамотности
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Что делать при потере или краже телефона