Приближается сезон летних распродаж, и с одной стороны, в это время действительно можно найти товары по выгодным ценам, а с другой увеличиваются риски нарваться на недобросовестных продавцов и даже мошенников.
Как не попасться на их уловки и действительно сэкономить, а не потерять деньги, рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
Проверяйте цены до старта «сезонных распродаж»
Нечестные продавцы нередко используют один из самых распространенных маркетинговых подходов: за несколько недель до распродажи, они намеренно завышают цены на популярные товары. А в день акции снижают стоимость до прежнего уровня, тем самым создавая иллюзию большой скидки. Покупатели, не отслеживавшие первоначальные цены, ошибочно считают, что совершают выгодную покупку, хотя на деле платят столько же, сколько и до начала распродажи. Такой прием рассчитан на эмоциональные и импульсивные покупки, поэтому важно заранее фиксировать цены на интересующие вас товары, чтобы не попасться на уловку.
Совет: обязательно проверяйте динамику цен через специальные сервисы – в Google например, есть «История цен», либо просто сохраняйте скрины цен заранее. Также обязательно сравнивайте цены у разных продавцов, и если скидка слишком высока, то стоит насторожиться.
Не доверяйте лозунгам «Только сегодня!»
Все якобы ограниченные таймеры и надписи а-ля «Товара почти не осталось» или «Скидка закончится в полночь» являются агрессивными рекламами и способами давления на покупателей. Не забывайте, что мошенники тоже очень любят заманивать в своих сети доверчивых людей именно через такие манипулятивные уловки.
Совет: как правило, многие акции длятся дольше, чем один день -продавцы заинтересованы в том, чтобы их товары купили как можно больше людей. Поэтому не спешите и самостоятельно проверяйте, действительно ли товаров мало, потому что недобросовестные продавцы искусственно создают ограниченность ассортимента, чтобы устроить ажиотаж.
Не доверяйте неизвестным брендам
Мы не говорим, что нужно покупать товары от люксовых компаний, но все-таки совсем уж неизвестные бренды, которые предлагают огромные скидки, веский повод насторожиться. Опасность в том, что товар изначально может некачественным или переоцененным даже с учетом больших скидок.
Совет: если вам интересен новый бренд, то почитайте отзывы на него на независимых площадках, не ограничиваясь одной, чтобы картина была как можно более глубокой. Не лишним будет изучить соцсети - люди в комментариях, как правило, делятся искренними эмоциями, но и тут нужно быть осторожными и остерегаться ботов, которые бренд мог купить.
Остерегайтесь фейковых сайтов и фишинга
Мы не раз говорили об этом и повторим еще раз: мошенники часто создают копии сайтов популярных брендов и маркетплейсов с «огромными скидками». Поддельные сайты могут быть копиями до мелочей, поэтому лучше скачивайте приложения в App Store и Google Play - туда попадают только проверенные варианты, и работайте уже через них.
Совет: всегда проверяйте URL (название должно начинаться с https://, отсутствие s говорит о том, что сайт поддельный). Также никогда не вводите данные карты (номер, пин-код, CVV/CVC) на незнакомых сайтах и лучше заведите для онлайн-платежей отдельную карту, на которой всегда будет небольшая сумма. И, наконец, подключите двухфакторную авторизацию на всех своих устройствах.
Всегда читайте условия возврата и доставки
Некоторые продавцы в интернет-магазинах и маркетплейсах могут утаивать важные детали - например, невозможность обмена и возврата или особые условия возврата. Иногда эти условия появляются только в момент оформления заказа, либо их вообще никак не озвучивают.
Совет: такие действия вводят в заблуждение и нарушают ваши права как покупателя. Поэтому сохраняйте скриншоты условий покупки, особенно страницы с описанием товара, информации о возврате и стоимости доставки. Это станет доказательством, если продавец впоследствии изменит условия или откажет в возврате. Кроме того, важно помнить, что, согласно казахстанскому законодательству, вы можете вернуть товар в течение 14 дней, если он сохранил презентабельный вид и упаковку. Исключения - нижнее белье, лекарства, чулочно-носочные изделия и так далее. Если продавец все равно утверждает, что товар не подлежит возврату, то вы имеете полное право подать на него жалобу в Комитет по защите прав потребителей
Чек-лист покупателя перед «сезонными распродажами»
1. Сравните цены заранее. Запишите цены на нужные товары до старта акций - скидки могут быть фейковыми.
2. Проверяйте сайты и продавцов. Убедитесь, что сайт настоящий: проверьте адрес, контакты, отзывы и условия возврата.
3. Сравните предложения. Один и тот же товар может стоить по-разному в разных магазинах.
4. Изучите отзывы. Читайте мнения покупателей не только на сайте продавца, но и на независимых площадках.
5. Читайте условия. Внимательно изучите правила оплаты, возврата и доставки.
6. Избегайте импульсивных покупок. Спросите себя: «Мне это действительно нужно?» - и дайте себе время подумать.
7. Платите безопасно. Используйте карты и проверенные платёжные сервисы. Не переводите деньги на личные счета.
8. Контролируйте бюджет. Определите лимит трат и придерживайтесь списка нужных покупок.
9. Сохраняйте подтверждения. Храните чеки, письма и скриншоты -это пригодится при возврате или споре.
Берегите себя, свои деньги и повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Ипотека в Казахстане: Правила и тонкости
Мошеннические схемы в сфере инвестиций: как не попасться
Что такое налоговые вычеты и как их применить в 2025 году
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Банкротство граждан в Казахстане: как это работает и какие новшества введены
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»