Как клиенты казахстанских банков становятся жертвами финансовых мошенников? Fingramota . kz в ходе прямого эфира с экспертом из АО «Народный банк Казахстана» Канатом Елшибековым узнала про распространенные мошеннические схемы, в которые злоумышленники часто вовлекают потребителей финансовых услуг.
Схема первая – «зеркальные» кредиты, «безопасные» счета и «страховые ячейки»
На мобильный номер потенциальной жертвы поступает звонок якобы от сотрудника банка, Национального Банка Казахстана, полиции или прокуратуры. Звонящий сообщает о действиях мошенников, которые успели оформить кредит. Чтобы его аннулировать, необходимо оформить «зеркальный» кредит. Для этого надо пройти в отделение банка или лучше зайти в банковское мобильное приложение, оформить новый кредит и перевести все деньги (кредитные и собственные средства) со своих счетов, в том числе хранящиеся на депозите, на «безопасный» счет или в «страховую ячейку». Такие термины используют только мошенники!
Злоумышленники очень часто запрашивают у потенциальных жертв наличие счетов в разных банках и остатки денежных средств, а также уточняют размер ежемесячного дохода, чтобы понять, какую максимальную сумму кредита сможет оформить на себя клиент банка.
После перевода денег, совершенного гражданами добровольно, вернуть их уже невозможно, так как преступники сразу переводят средства на другие банковские карты и в последующем выводят через банкоматы или обменивают на криптовалюту.
В ходе беседы мошенники постоянно торопят и запугивают собеседников, говоря, что потом будет поздно, и денежные средства пропадут. Главная их цель – ввести людей в состояние паники.
Мошенники, начав свой обман с телефонного звонка, далее продолжают обрабатывать потенциальных жертв через переписку посредством WhatsApp или Telegram . Злоумышленники высылают поддельные документы, доказывающие, что они работают, к примеру, в банке или правоохранительных органах, и инструкции «по спасению денег». Они просят скачать различные мошеннические приложения: Any Desk, TeamViewer и их аналоги, с помощью которых могут удаленно подключиться к чужому мобильному телефону, на котором установлено банковское приложение, и уже без участия и согласия владельца совершить хищение денежных средств
Подробнее читайте в разделе "Осторожно, мошенники"
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Микрофинансовый омбудсман: какие вопросы он будет рассматривать
Банковский омбудсман: зачем он нужен и когда к нему обращаться
О создании Антифрод-центра по противодействию финансовому мошенничеству
«Новогодние фейки»: как в предпраздничной суете не попасться на уловки мошенников