Как получить страховые выплаты, согласно договору, почему вам могут отказать в них, и что делать в такой ситуации, разберемся вместе с Fingramota.kz.
Почему страховщик может отказать в осуществлении страховой выплаты?
Согласно статье 839 Гражданского Кодекса РК, основанием для отказа страховщика в осуществлении страховой выплаты может быть следующее:
1) неуведомление страховщика о наступлении страхового случая;
2) сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования, страховом риске, страховом случае и его последствиях;
3) умышленное непринятие страхователем мер по уменьшению убытков от страхового случая;
4) получение страхователем соответствующего возмещения убытка по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении убытка;
5) воспрепятствование страхователем страховщику в расследовании обстоятельств наступления страхового случая и в установлении размера причиненного им убытка;
6) отказ страхователя от своего права требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая, а также отказ передать страховщику документы, необходимые для перехода к страховщику права требования;
7) другие случаи, предусмотренные законодательными актами.
При этом, согласно пункту 6 статьи 839 ГК РК условиями договора страхования могут быть, предусмотрены другие основания для отказа в страховой выплате, если это не противоречит законодательным актам.
Конечно, каждая ситуация индивидуальна, и каждый страховой случай рассматривается отдельно. Здесь важно знать страховое законодательство, и перед тем, как подписывать договор, нужно обратить особое внимание на пункты, в которых перечисляются основания для отказа в осуществлении страховой выплаты.
Что следует делать?
Проверьте в первую очередь, не истек ли срок действия вашего договора страхования, не аннулирован ли он. Так может случиться, если, к примеру, вы не оплатите страховую премию. Если срок действия договора страхования истекает, следует его продлить. Это в ваших же интересах.
Обязательно проверьте в договоре страхования, относится ли событие, которое произошло с вами, к страховому случаю. Ведь это как раз и является наиболее распространенной причиной отказа в осуществлении страховой выплаты по вашей страховке. Или, возможно, ущерб, который вы хотели бы компенсировать, относится как раз к категории исключений из страховых случаев.
Невнимательное и небрежное отношение к подписанию договора страхования, как правило, и влечет подобные неприятные последствия в будущем.
При наступлении страхового случая своевременно отправляйте письменные уведомления в адрес страховой организации. Условиями договора страхования установлены сроки, в соответствии с которыми необходимо направлять претензии, не затягивайте с ними. И ни в коем случае не фальсифицируйте факты, которые будете указывать в своей претензии.
Если в вашем договоре страхования предусмотрена франшиза, то сверьтесь, превышает или не превышает сумма страхового возмещения, на которую вы рассчитываете, установленный размер франшизы. Если не превышает или размеры страховой выплаты и франшизы равны, тогда страховщик наверняка откажет вам в возмещении.
Страховая организация также может отказать вам в страховой выплате, если вы нарушили иные условия договора страхования. Поэтому, повторимся, тщательно изучите каждый его пункт.
Как быть при необоснованном отказе?
Если по договору страховая организация обязана произвести страховую выплату, но она не делает этого, или страховщик ссылается на пункты договора страхования, которые не соответствуют действующему законодательству, вы можете оспорить это.
В первую очередь вам необходимо выяснить официальную причину отказа в страховой выплате. Для этого запросите у представителя страховой организации письменный отказ в страховой выплате. В предоставленном документе должны быть указаны конкретные ссылки на законодательство РК, условия договора страхования.
В случае, если вы не согласны с решением об отказе в страховой выплате, вам нужно обратиться к независимым экспертам, и получить заключение (отчет эксперта), который в дальнейшем вы передадите в суд вместе с исковым заявлением.
Перед обращением в суд попробуйте урегулировать вопрос в мирном порядке. Для этого на имя руководителя страховой организации направляется письмо-претензия, в котором вы указываете пояснения к вашим требованиям, с действующими ссылками на законодательство РК. Важно составить два экземпляра документа, один вручить лично представителю страховой организации, а второй с обязательным входящим номером, оставить у себя. После получения письма страховая организация имеет право дать ответ в течение 15 рабочих дней. Если же вы так и не получили ответ на ваше письмо, то следующим вашим шагом будет обращение к страховому омбудсману, к финрегулятору и далее – в суд.
Для получения подробных консультаций, а также отслеживания статуса своего обращения в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка вы можете обратиться в call-центр Агентства по номеру: +7 (727) 237 1000.
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Мировые звезды о бережливости и накоплениях
Страхование для накопления – как этим воспользоваться
Как распознать фишинговые сайты: основные приметы и полезные рекомендации