Работа в качестве самозанятого предполагает не только гибкий график, но и повышенную ответственность, поскольку в этом случае на вас ложатся все аспекты деятельности, включая своевременную уплату налогов. Здесь крайне важно соблюдать установленные требования и контролировать выполнение обязательств, чтобы избежать возможных правовых и финансовых последствий.
Какие есть налоги для самозанятых и что важно о них знать рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
Самозанятые — это физические лица, которые занимаются производством или продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, чтобы получать доход. Проще говоря, самозанятые — это те, кто зарабатывают самостоятельно, без трудового договора с работодателем.
Важно понимать, что самозанятыми не считаются:
лица, занимающиеся частной практикой (ЧП);
учредители или участники хозяйственных товариществ;
акционеры и учредители акционерных обществ;
члены производственных кооперативов.
Для оформления статуса самозанятого нужно быть не младше 18 лет, иметь гражданство Казахстана, статус физлица, а также работать исключительно с физическими лицами, не с компаниями и организациями.
С 2019 по 2023 год в Казахстане самозанятые граждане платили Единый совокупный платеж (ЕСП). Однако 1 января 2024 года его действие отменили, и лица, которые ранее оплачивали ЕСП, должны выбрать: быть предпринимателями с соответствующим налоговым режимом или стать наемными работниками.
Внимание! Граждане, которые сдают квартиры и ранее платили ЕСП, могут оплачивать налоги без регистрации в качестве ИП. Для этого достаточно один раз в год подавать декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00). Ставка налога — 10 % от суммы полученного дохода.
Важно также отметить, что с 1 января 2024 года граждане, не ведущие предпринимательскую деятельность, могут самостоятельно оплачивать взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) — 4 250 тенге ежемесячно (5% от минимальной зарплаты, которая в 2025-м составляет 85 000 тенге). Это дает право получать медицинскую помощь в рамках системы ОСМС. От уплаты взносов освобождаются некоторые категории граждан, например, женщины в декретном отпуске и многодетные матери — за них платит государство.
Если гражданин продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность, то ему необходимо зарегистрироваться как ИП через мобильные приложения e-Salyq Business, еGov и банки второго уровня. Для тех, кто работает самостоятельно и не хочет тратиться на бухгалтера, предусмотрен специальный налоговый режим в приложении e-Salyq Business, которое можно скачать в Google Play и App Store. Регистрация в приложении осуществляется по номеру телефона, ИИН и паролю либо с использованием ЭЦП.
В приложении можно:
зарегистрироваться в качестве ИП;
менять налоговый режим;
выдавать чеки покупателям;
оплачивать налоги;
получать справки и вести переписку с налоговой.
Удобно, что в E-Salyq Business учет доходов ведется автоматически, а налоги рассчитываются быстро и просто. Однако для того, чтобы спецрежим начал действовать, недостаточно скачать приложение и зарегистрироваться. Нужно отдельно выбрать режим, и только после этого он вступит в силу.
Основные условия спецрежима:
налог – 1% от доходов (индивидуальный подоходный налог), налоговый период – месяц;
доход фиксируется на основе чеков;
для приема безналичной оплаты за оказанные услуги можно онлайн открыть предпринимательский банковский счет, на который будут поступать все платежи;
обязательные платежи (обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления, взносы на ОСМС) рассчитываются автоматически. Оплатить их нужно до 25 числа каждого месяца.
Таким образом, специальный налоговый режим с использованием E-Salyq Business — это удобное и выгодное решение для тех, кто работает в сфере услуг. Он значительно упрощает ведение деятельности: избавляет от лишней бумажной волокиты, минимизирует риск ошибок в расчетах и снижает налоговую нагрузку. Все, что требуется от предпринимателя — своевременно оплачивать налоги, остальную работу система выполняет автоматически.
Полезные рекомендации по защите от мошенников
1. Оформляйте чеки через e-Salyq Business или кассовый аппарат: это не только законно, но и помогает зафиксировать факт оплаты — в случае спора будет документальное подтверждение.
2. Получайте оплату только на предпринимательский счет: безналичные платежи — самый безопасный способ приема денег. Они оставляют след в банке и налоговой системе, а значит, снижают риск обмана со стороны клиентов.
3. Фиксируйте все договоренности в письменной форме: даже если вы не заключаете официальный договор, переписка в мессенджерах или по электронной почте с указанием условий работы, сроков и стоимости может быть использована как доказательство.
4. Проверяйте заказчиков: если клиент предлагает странные схемы оплаты, просит работать «без чеков» или избегает точных формулировок — это повод насторожиться. И в случае сомнений лучше отказаться от сотрудничества.
5. Не передавайте личные данные: остерегайтесь просьб отправить фото карты, ИИН или других документов, особенно если они не нужны для оказания услуги.
6. Настройте двухфакторную аутентификацию: для e-Salyq Business, eGov, банковских приложений обязательно включите защиту по SMS или через приложение — это поможет защититься от кражи данных.
Берегите себя, свои деньги и повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Секреты цифровой безопасности: защита персональных данных
Отчеты о счетах казахстанцев будет получать Нацбанк
Как спланировать выплаты займов без ущерба для семейного бюджета
Что такое налоговые вычеты и как их применить в 2025 году
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Ошибочный перевод, что делать: пошаговая инструкция