О нарушениях финансовыми организациями прав потребителей в I квартале 2021 года

time 29.04.2021

Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) осуществляет мониторинг и анализ допущенных финансовыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и применяет меры воздействия и административные взыскания. 

За I квартал 2021 года в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность и кредитного бюро, применено 31 рекомендательная мера надзорного реагирования, 10 письменных предписаний и 28 административных взысканий на общую сумму 6 938,9 тыс. тенге.

За I квартал 2021 года в ходе осуществления контрольных и надзорных функций в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки) за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:

  • 28 рекомендательных мер надзорного реагирования;
  • 3 письменных предписания;
  • 10 административных взысканий

Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев допускались нарушения по:

  • необоснованные отказы в реструктуризации задолженности;
  • длительные сроки рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг;
  • несоблюдению внутренних правил, процедур, процессов;
  • обслуживанию банковских займов;
  • платежам и переводам денег;
  • открытия счетов с целевым назначением не соответствующим условиям договора счета, а также принятия заявлений не по установленной форме;
  • нарушению Правил в части не аннулирования индивидуального идентификационного кода (ИИК) при закрытии счета клиента;
  • некорректному отражению в рекламе о банковских услугах сведений о номере и дате выдачи лицензии и наименованию органа, выдавшего лицензию;
  • не снятию ареста со счета после исполнения инкассового распоряжения;
  • нарушению требований Порядка приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам;
  • предоставлению третьим лицам возможности оплаты обязательных пенсионных взносов без соответствующей проверки;
  • несвоевременному предоставлению уполномоченному органу по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций затребованной информации;
  • нарушению Правил предоставления банковских услуг.

За I квартал 2021 года общая сумма административных взысканий в отношении банков составила 2 691,3 тыс. тенге.

Основными нарушениями, допущенными банками, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:

  • нарушение сроков исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, установленных Законом о платежах;
  • подачи получателем кредитного отчета запроса о представлении кредитного отчета без согласия субъекта кредитной истории;
  • предоставления недостоверных сведений в кредитное бюро;
  • предоставление поставщиком информации сведений о субъекте кредитной истории в кредитные бюро для формирования кредитной истории без согласия субъекта кредитной истории;
  • исполнение указания по платежу и (или) переводу денег в случаях, при которых Законом о платежах предусмотрен отказ в исполнении указания по платежу и (или) переводу денег.

О выявленных нарушениях, допущенных страховыми (перестраховочными) организациями в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг                                                          

За I квартал 2021 года Агентством в отношении страховых (перестраховочных) организаций за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:

  • 3 рекомендательных меры надзорного реагирования;
  • 1 административное взыскание.

Рекомендательные меры надзорного реагирования были применены за:

  • несоответствие калькуляции требованиям Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству;
  • несвоевременное направление заявлений страховому омбудсману, а также не предоставления ответов на заявления с указанием дальнейшего порядка урегулирования спора;
  • исполнение решения страхового омбудсмана о доплате страховой выплаты и возмещению расходов, связанных с проведением оценки, с нарушением установленного срока.

Сумма вынесенного административного взыскания в отношении страховой (перестраховочной) организации составила 277,8 тыс. тенге. Нарушением, допущенным страховой (перестраховочной) организацией, за которое предусмотрена административная ответственность, являлось неосуществление страховой выплаты.


О выявленных нарушениях, допущенных организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг

Агентством, при выявлении неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников ООМФД, несоблюдения требований законов Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа, применяются ограниченные меры воздействия и санкции.

В качестве одной из ограниченной меры воздействия к ООМФД применяется обязательное для исполнения письменное предписание.

По итогам выявленных за I квартал 2021 года нарушений в отношении ООМФД применено:

  • 3 письменных предписания;
  • 7 административных взысканий.

Результаты проведенного анализа показали, что ООМФД были допущены нарушения, связанные с:

  • нарушением требований Порядка заключения договора о предоставлении микрокредита;
  • недостоверным указанием значения вознаграждения в договоре о предоставлении микрокредита.

Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении ООМФД составила 802,1 тыс. тенге.

Основными нарушениями, допущенными ООМФД, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:

  • размещение в средствах массовой информации рекламы, связанной
    с предложением микрокредита на условиях, не соответствующих законодательству Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности;
  •  превышение предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения, определенного нормативным правовым актом уполномоченного органа,
    в договоре о предоставлении микрокредита;
  • осуществление действий (операций) без направления уведомления
    в уполномоченный орган об утверждении услуг по предоставлению микрокредитов.


О выявленных нарушениях, допущенных коллекторскими агентствами в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг

Финрегулятором при нарушении коллекторским агентством законодательства Республики Казахстан о коллекторской деятельности, банковского законодательства Республики Казахстан либо законодательства Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности, выявлении неправомерных действий или бездействия руководящих и иных работников коллекторского агентства, взаимодействующих с должником согласно Правилам осуществления коллекторской деятельности, определенным статьей 5 Закона Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» применяются ограниченные меры воздействия и санкции.

Так, одной из ограниченных мер воздействия, является обязательное для исполнения письменное предписание на принятие коллекторским агентством обязательных к исполнению коррективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению, и (или) на представление в установленный срок плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению.

По итогам выявленных за I квартал 2021 года нарушений в отношении коллекторских агентств применено:

  • письменных предписания;
  • 10 административных взысканий.

Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с осуществлением:

  • недобросовестных действий, вводящих лицо, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно размера и оснований возникновения задолженности;
  • недобросовестных действий, принуждающих должника к выполнению обязательств по договору банковского займа.

За I квартал 2021 года общая сумма административных взысканий в отношении коллекторских агентств составила 3 167,7 тыс. тенге

Нарушения, допущенные коллекторскими агентствами, за которые предусмотрена административная ответственность, следующие:

  • нарушение Правил осуществления коллекторской деятельности (далее-  Правила), за исключением недобросовестных действий, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» в части:

- несообщения должнику и третьему лицу, связанному/не связанному обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, полной информации, регламентированной Правилами;

- неосуществления фиксации процесса взаимодействия с помощью средств аудио- или видеотехники в помещениях коллекторского агентства;

  • непредставление сведений в кредитное бюро;
  • предоставление недостоверной информации о коллекторской деятельности в уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Для полного обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества услуг, предоставляемых тем или иным банком, страховой (перестраховочной) организацией, ООМФД, коллекторским агентством и кредитным бюро, Агентство размещает информацию о принятых мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) и санкциях (штрафах) на официальном интернет-ресурсе Агентства. 


Потребители финансовых услуг в случае нарушения своих прав могут обратиться в Агентство и по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства:

 - письменно в Агентство по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, Коктем 3, д.21;

- по телефонам горячей линии: +7 (727) 237 1000 (режим работы: понедельник-пятница с 9.00 до 17.00); 

- посредством электронной почты: info@finreg.kz, TAL@finreg.kz;

- посредством мобильного приложения «Fingramota Online» (доступны для скачивания  в App Store, в Play Market, также доступна web-версия);

- в Управления региональных представителей Агентства (контактные данные указаны на сайте Агентства).

Также можно обратиться к:

- банковскому омбудсману, осуществляющему урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком - физическим лицом с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

Реквизиты банковского омбудсмана: A05H8F4, г.Алматы, пр. Н. Назарбаева, д.175 офис 302., тел.: +7 (727) 261-22-16, +7 (727) 983-30-16, +7 708 983 30 16, е-mail: office@bank-ombudsman.kz, www.bank-ombudsman.kz.

- страховому омбудсману, независимому в своей деятельности физическому лицу, осуществляющему на безвозмездной основе урегулирование взаимоотношений между страхователями (выгодоприобретателями) и страховщиками, возникающих из договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Реквизиты страхового омбудсмана: 050042, Республика Казахстан, г.Алматы,
ул. Рыскулбекова 28/7, 2 этаж (в здании АО ФГСВ), e-mail: office@omb.kz, www.insurance-ombudsman.kz, тел/факс +7 (727) 382 41-74, +7(727)265-54-70, +7 708 151 5235.

white-arrow К списку