С начала текущего года добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов – сервис «Стоп-кредит» в Казахстане установили 855,6 тыс. граждан.
Fingramota.kz напомнит о преимуществах данной услуги, а также поделится правилами кибергигиены.
Зачем нужен сервис «Стоп-кредит»
Для защиты граждан от мошеннических кредитов Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (Агентство) с февраля 2024 года были приняты законодательные поправки по установлению добровольного отказа от получения банковских займов и микрокредитов либо его снятия. Сделать это можно через веб-портал «электронного правительства» или приложение eGov mobile, используя электронную цифровую подпись (ЭЦП).
«Стоп-кредит» позволяет защитить потребителей финансовых услуг, даже в случае взлома клиентского приложения. Если вы активировали данную услугу, и на ваше имя мошенники незаконно оформили банковский заем или микрокредит, то банк или МФО обязаны будут его списать. Такая норма введена в действие по инициативе Агентства с 1 сентября 2024 года.
Самозапрет на выдачу кредитов можно устанавливать и снимать неограниченное количество раз на любой срок. Банки и микрофинансовые организации (МФО) мгновенно получают информацию об активации услуги, что отражается в кредитной истории заемщика. При наличии отметки об отказе кредитная организация автоматически принимает решение не выдавать новый кредит клиенту.
Важно отметить, что подключить данную услугу за другого человека невозможно – каждый должен сделать это самостоятельно. Поэтому не стоит верить различным «посредникам», предлагающих установить «Стоп-кредит» за символическую плату.
Преимущества сервиса «Стоп-кредит»:
сервис надежно защищает ваши персональные данные;
мошенники не смогут оформить на вас кредиты, так как у вас уже стоит запрет, который отображается в вашем персональном кредитном отчете;
если вы надолго уезжаете из страны, то «Стоп-кредит» - хорошая возможность обезопасить себя от злоумышленников, так как, находясь за рубежом, быстро среагировать на форс-мажорные ситуации очень сложно;
все можно делать в онлайн-режиме в любое удобное для вас время;
банки или МФО сразу получают информацию, что вы не заинтересованы в кредитах и займах.
Как воспользоваться сервисом через смартфон и компьютер
Оформить «Стоп-кредит» очень просто, буквально в несколько кликов: в мобильном приложении eGov mobile услуга представлена на главной странице, в разделе «Популярные услуги». Далее нужно ввести все запрашиваемые данные и подписать заявку с помощью ЭЦП. Проследить за статусом оказания услуги можно в личном кабинете.
Если вы оформляете через компьютер, то заходите на сайт egov.kz с помощью ЭЦП, QR-кода или через логин и пароль. С левой стороны в разделе «Сервисы» выберите услугу «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов» и нажмите «Заказать услугу онлайн». Как и в мобильном приложении, результат оказания услуги можно увидеть в личном кабинете.
В случае, если вы хотите снять ограничение на выдачу кредитов, то выполняете в приложении eGov mobile или на сайте электронного правительства тот же алгоритм действий, но на вопрос «Хотите ли вы отписаться?» нужно кликнуть на «Да» и подписать услугу с помощью электронно-цифровой подписи.
Соблюдайте правила безопасности в сети!
Несмотря на наличие такого уникального инструмента, защищающего от мошеннических атак, как «Стоп-кредит» не стоит пренебрегать правилами кибербезопасности.
Несколько рекомендаций от Fingramota.kz:
Используйте сложные и уникальные пароли для каждого аккаунта. Не используйте один и тот же пароль для разных сайтов и сервисов.
Включите двухфакторную аутентификацию. Это дополнительный уровень защиты, требующий подтверждения входа не только паролем, но и кодом из SMS или приложения.
Регулярно обновляйте программное обеспечение. Это устраняет уязвимости в системе, которые могут использовать мошенники.
Не открывайте подозрительные ссылки и сообщения. Не переходите по ссылкам из неизвестных источников и не открывайте подозрительные файлы.
Используйте антивирусные программы. Они помогают защитить ваши устройства от вредоносного ПО.
Не вводите личные данные на сомнительных сайтах и в приложениях. Будьте внимательны и осторожны, проверяйте надежность сайтов перед вводом персональных данных.
Проверяйте настройки конфиденциальности в социальных сетях. Ограничивайте доступ посторонних к своей информации.
Не передавайте сообщения с кодами, в том числе отправленные с номера 1414, третьим лицам. Это обычно коды для подтверждения входа или других операций.
Не сообщайте данные о банковских реквизитах третьим лицам. Никогда не делитесь этой информацией по телефону или через интернет, если не уверены в надежности источника.
Повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Страхование для накопления – как этим воспользоваться
Конференция по противодействию интернет и финансовому мошенничеству была организована порталом Zakon...
Создан Экспертный совет по повышению финансовой грамотности
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»