В Алматы состоялась экспертная встреча по вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для лиц с особыми потребностями «Финансовая инклюзия в Казахстане: новые вызовы 2022 года», в которой приняли участие представители Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями им. К. Иманалиева, Ассоциации финансистов Казахстана, финансовых организаций и Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Алматы.
Основная цель экспертной встречи – выработка дополнительных мер по обеспечению доступности банковских услуг лицам с ограниченными возможностями. В ходе мероприятия были затронуты актуальные вопросы, касающиеся обслуживания лиц с ограниченными возможностями (далее – ЛОВ) в финансовых организациях. Руководитель данного проекта Вениамин Алаев рассказал о мировом опыте обеспечения финансовой инклюзией, а менеджер проекта Гульмира Бурашева выступила с докладом о защите прав потребителей финансовых услуг.
«В Казахстане, по данным на май 2021 года, проживает более 700 000 лиц с инвалидностью. Если же к этим цифрам прибавить членов семей людей с инвалидностью, друзей, родственников, опекунов и других близких людей, то получится огромный потенциальный рынок товаров и услуг особого свойства, в том числе финансовых. В настоящее время на международном уровне уже сложилось широкое понимание финансовой доступности как необходимого условия устойчивого сокращения бедности и обеспечения экономического роста. Наиболее эффективные экономики неуклонно демонстрируют государственную поддержку финансовой инклюзии, и содействуют интеграции людей с инвалидностью через различные продукты, сервисы и схемы поддержки», – подчеркнули представители проекта «Финансовая инклюзия».
В свою очередь директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев в своем выступлении отметил, что финрегулятор уделяет большое внимание повышению финансовой доступности и инклюзии, обеспечению надлежащего уровня защиты интересов всех потребителей финансовых услуг.
«Мы всегда готовы оказать поддержку и содействие в решении вопросов, связанных с доступностью и качества финансовых услуг для ЛОВ, чтобы данная группа населения стала полноправной участницей финансового рынка и имела равные возможности и права в качестве потребителей финансовых услуг, – сказал он. – С этой целью при Агентстве функционирует Рабочая группа по вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для ЛОВ, в состав которой вошли представители финрегулятора, ЛОВ, Ассоциации финансистов Казахстана и финансовых организаций».
В рамках деятельности Рабочей группы Агентство совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РК провело анкетирование представителей ЛОВ с целью выявить спрос в финансовых продуктах и услугах у клиентов с особыми потребностями. По результатам анкетирования Агентством были приняты необходимые меры для повышения финансовой доступности.
«Рабочей группой разработаны и направлены в финансовые организации методические рекомендации по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию ЛОВ и по обеспечению доступности информации для ЛОВ, а также памятка сотрудникам финансовых организаций по обслуживанию клиентов-ЛОВ. Мониторинг и анализ исполнения финансовыми организациями данных методических рекомендаций показал необходимость разработки на государственном уровне Стандартов по физической доступности отделений и улучшению интерфейсов сайтов и мобильных приложений», – отметил А. Терентьев.
Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства также рассказал, что в рамках Рабочей группы продолжается обучение сотрудников финансовых организаций по взаимодействию с представителями ЛОВ, которое проводится в сотрудничестве с международными организациями и центральными банками зарубежных стран.
«Совместно с Ассоциацией финансистов Казахстана будет продолжено расширение географии отделений для клиентов-ЛОВ на «Карте финансовой доступности», размещенной на сайте Fingramota.kz. На сегодняшний день в ней содержится информация об отделениях финансовых организаций в городах республиканского значения и указано наличие инфраструктуры для ЛОВ», – добавил А. Терентьев.
Представители банков второго уровня, участвующие в экспертной встрече, выразили готовность в решении вопросов, связанных с обеспечением доступа к финансовым услугам и продуктам для ЛОВ, в том числе для разработки стандартов по оказанию услуг финансовых услуг клиентам с особыми потребностями. Данные стандарты будут разработаны в рамках деятельности пяти специализированных мини-рабочих групп, курируемых Агентством, по следующим направлениям:
Доступность устройств (банкоматов и терминалов);
Отметим, что участниками встречи принято решение о включение в состав данных мини-рабочих групп представителей ЛОВ.
Новые правила: как теперь коллекторы работают с должниками
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Кто такие дропперы, и почему это опасно
Опасные SMS: как мошенники используют текстовые сообщения для обмана граждан
Преимущества и риски инвестиций в ценные бумаги