Борьба с финансовым мошенничеством: новый закон и новые методы защиты

time 1.07.2024
aye 1509
Борьба с финансовым мошенничеством: новый закон и новые методы защиты

Fingramota.kz продолжает рассказывать об основных положениях Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства».

В прошлой нашей публикации мы рассмотрели меры, которые помогут заемщикам не увеличивать или снизить долги по имеющимся кредитам, какие изменения произошли на коллекторском рынке и у банковского омбудсмана, а также об отсрочке платежей по кредитам для военнослужащих, и запрете от выселения из единственного жилья в отопительный сезон. 

Сегодня Fingramota.kz расскажет о законодательных новеллах в сфере финансового мошенничества. Новый закон запрещает предоставлять онлайн займы без проведения биометрической идентификации клиента. Ну а если вы стали жертвой мошенничества банк или МФО теперь будут нести ответственность за несоблюдение информационной и кибербезопасности. 

С чего все началось? 

Финансовое мошенничество резко возросло в период пандемии COVID-19 и в основном это было телефонное и интернет-мошенничество. Также ввиду закрытия всех крупных торговых точек, возросла популярность приобретения товаров и услуг на онлайн-площадках, чем умело воспользовались мошенники, путем создания массы сайтов-клонов известных маркетплейсов.

В сети интернет появлялось множество призывов к получению быстрой и гарантированной социальной выплаты в связи с ограничениями по карантину. На этом фоне жертвами все чаще становились те, кто ввиду отсутствия полноценной информации об ограничениях и неумением пользоваться интернет банкингом лишались своих кровных. 

В последние два года рост финансового мошенничества наблюдается в сфере кредитования путем оформления фиктивных банковских займов и микрокредитов, а также снятием средств со счетов граждан, зачастую с их депозитов.

Что было сделано? 

Май 2021 года. Агентством установлен порядок идентификации заемщиков при выдаче онлайн-микрокредитов.

Теперь при выдаче онлайн-микрокредита микрофинансовая организация обязана произвести идентификацию клиента одним из трех способов: посредством электронной цифровой подписи, путем биометрической идентификации заемщика через сервис Центра обмена идентификационными данными Национального банка либо использовать двухфакторную проверку персональных данных и изображения заемщика в режиме реального времени.

Январь 2022 года. МФО обязали осуществлять сверку указанного клиентом абонентского номера с базой данных оператора мобильной связи или путем сверки ИИН клиента в базе номеров мобильных телефонов на веб-портале «электронного правительства». 

МФО начали проводить двухфакторную биометрическую идентификацию заемщика. Это когда для доступа к персональным данным и подтверждения личности используются два фактора аутентификационных данных - пароль + SMS-сообщение.

Июль 2023 года. Агентство совместно с ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» и 18 банками заключен Меморандум по противодействию мошенничеству и урегулированию задолженности, возникшей при оформлении мошеннических кредитов. 

Стороны договорились об обеспечении кибер- и информационной безопасности приложений банков, обязательной проверки биометрии и сверки мобильного номера телефона заявителя с данными сотового оператора, а также с фактическим мобильным номером лица, на которого оформляется заем. 

В Меморандуме также прописано требование о приостановлении начисления банками в течение трех календарных дней вознаграждения, претензионно-исковой работе по мошенническим займам, списанию такого займа на основании решений правоохранительных органов и суда.

Октябрь 2023 года. Правительством была утверждена Дорожная карта по противодействию кредитному мошенничеству, направленная на ужесточение регулирования в сфере связи, платежей и переводов денег и потребительского онлайн кредитования. 

Операторы связи несут ответственность за невыполнение требований по предотвращению подмены телефонных номеров и ненадлежащую верификацию личности при выдаче/замене SIM-карт, а также за использование незарегистрированных SIM карт. К банкам и МФО установлены требования к информационной безопасности своих приложений для предоставления дистанционных финансовых услуг. 

Клиент должен дополнительно подтвердить проводимую операцию и информировать в режиме онлайн. При обнаружении удаленного управления устройством клиента, операция будет заблокирована.

Февраль 2024 года. Законодательно введено право граждан устанавливать добровольный отказ от получения кредитов. 

Это специальный механизм защиты, при котором каждый гражданин может самостоятельно ввести запрет на получение новых кредитов в банках и микрофинансовых организациях сроком на 6 месяцев. Установить такой запрет может только сам заемщик. Когда используется данная опция, в кредитной истории заемщика появляется отметка о том, что он решил временно отказаться от получения кредитов. 

Банк или МФО, запрашивая данные из кредитных бюро, видит такую отметку об ограничении и автоматически принимает решение не выдавать заем клиенту. При этом ограничение не касается ломбардов, а также других организаций, которые не оценивают кредитную историю своих клиентов.

Подробнее читайте в разделе "Осторожно, мошенники"

white-arrow К списку