Для взаимодействия с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка потребители финансовых услуг активно используют мобильное приложение Fingramota Online. На сегодняшний день в мобильное приложение поступило свыше 2 800 вопросов. В основном граждане обращались по вопросам рефинансирования ипотечных займов, по реабилитации кредитных истории, деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, коллекторских агентств, и многим другим. Ниже представлены самые популярные вопросы и ответы на них.

Снижение финансовой нагрузки ипотечных заемщиков СУСН

Вопрос: Здравствуйте, я являюсь опекуном ребенка-инвалида СУСН. У меня есть ипотечный займ, брала квартиру в ипотеку. В данный момент не могу оплачивать. Подскажите, что можно предпринять?   

Ответ: Для поддержки ипотечных заемщиков, снижения их долговой нагрузки и сохранения единственного жилья, с 2015 года  реализуется Программа рефинансирования ипотечных займов.  Программа направлена на рефинансирование займов 2004-2009 годов, а также займов в иностранной валюте, выданных до 1 января 2016 года.

С 27 апреля 2021 года в Программу рефинансирования ипотечных жилищных займов внесены изменения, согласно которым меры финансовой поддержки дополнительно будут оказаны ипотечным заемщикам, являющимся законными представители несовершеннолетних и/или лиц, имеющих инвалидность, а также заемщикам, на попечении (иждивении) которых находится лицо, имеющее статус - СУСН и которые несут расходы на содержание, лечение нетрудоспособных граждан. Опекунство должно быть подтверждено на 1 января 2021 года.

С условиями Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов можно ознакомиться на сайте официальном интернет-ресурсе Агентства.

Для рефинансирования ипотечного займа в рамках Программы Вам необходимо обратиться с заявлением и подтверждающими документами в свой банк-кредитор.

Взаимодействие с коллекторскими агентствами

Вопрос: Могут ли коллекторские агентства беспокоить родственников и малознакомых людей? Насколько правомерны их действия?

Ответ: Коллекторское агентство вправе взаимодействовать с должником и (или) его представителем, и (или) третьим лицом, связанным обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита. Если в договоре указано согласие на контакты с третьими лицами в случае возникновения просрочки, то действия коллекторов легитимны.

Вопрос: Имеют ли право коллекторские агентства блокировать банковский счет должника?

Ответ: У коллекторских агентств нет прав на осуществление блокировки банковского счета должника, а также на взыскание задолженности в безакцептном порядке путем выставления платежных требований к счетам должников.

 Аресты на банковские счета могут налагаться только на основании судебных актов и судебными исполнителями на основании постановлений судебных исполнителей, санкционированных прокурором, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законом об исполнительном производстве.

Для выяснения причин наложения ограничений на банковский счет необходимо проверить свои данные через единый реестр должников и временно ограниченных на выезд должников или обратиться в банк, где открыт счет.

Вопрос: Где можно просмотреть список коллекторских агентств?

Ответ: С реестром коллекторских агентств, которые прошли учетную регистрацию в Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Вы можете ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Агентства в разделе «Документы».

Механизм реабилитации заемщиков

Вопрос: Добрый день! Как получить статус «реабилитирован» по своим кредитам?

Ответ: В целях восстановления доступа к финансовым услугам  с 9 апреля т.г. Агентством введен механизм реабилитации заемщиков, имеющих негативную кредитную историю и нуждающихся в реструктуризации проблемной задолженности.

Механизм реабилитации предусматривает присвоение заемщику статуса «реабилитирован» в системе кредитных бюро. Данный статус будет являться подтверждением добросовестного выполнения гражданином своих обязательств перед банками и другими кредиторами.

Для получения статуса не потребуется предоставление каких-либо документов, процедура проводится кредитным бюро по истечении 12 месяцев после погашения просроченного долга и при отсутствии в этот период иной просроченной задолженности.

Если просроченная задолженность заемщика погашена не полностью, а частично, банками будет проведена индивидуальная работа с каждым таким заемщиком по оценке его платежеспособности для последующего составления плана реабилитации с более удобным графиком погашения.

Соответственно, получение статуса «реабилитирован» такими заемщиками возможно при условии выполнения плана реабилитации и при отсутствии за последние 12 месяцев иной просроченной задолженности. Данная услуга предоставляется бесплатно. Для проверки статуса граждане могут обратиться в государственное кредитное бюро.

Вопрос: У меня ограничен выезд за границу. Где я могу посмотреть состою ли я в реестр должников?

Ответ: С Реестром должников вы можете ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан https://www.gov.kz/services/3187?lang=ru

Взаимодействие с организациями осуществляющих микрофинансовую деятельность

Вопрос: Здравствуйте! Я мать-одиночка ранее брала кредиты в МФО. Сейчас не могу оплачивать, помогите изменить график!

Ответ:  Подписав договор микрокредита, заемщик автоматически подтверждает свое согласие со всеми условиями договора и принимает на себя права и обязанности, в том числе по своевременному возврату микрокредитов с оплатой вознаграждения микрофинансовым организациям.

Напоминаем, что перед подписанием договора необходимо внимательно изучить основную информацию - это права заемщика и микрофинансовой организаций, ответственность сторон за нарушение обязательств и общие условия договора.

По вопросу изменения условий погашения микрокредитов вам необходимо обратиться с письменными заявлениями в микрофинансовую организацию, с приложением необходимых для их рассмотрения документов, содержащих сведения о причинах возникновения просроченной задолженности, доходах и других обстоятельствах, которые обуславливают необходимость изменения условий договора микрокредита.

Микрофинансовая организация рассматривает заявление в порядке и сроки установленные законодательством РК, с принятием соответствующего решения об отказе либо удовлетворении изменении условии договора.

Вопрос: Регулируется ли Агентством деятельность микрофинансовых организации?

Ответ:  С 1 января 2021 года для защиты граждан и снижения рисков мошенничества на рынке микрокредитования введено лицензирование организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (далее – МФО).

Для обеспечения устойчивости МФО, наличия финансовых, технических средств и персонала для соблюдения минимальных стандартов в ноябре 2019 года были установлены требования к размерам уставного и собственного капиталов МФО.

Требования к размерам уставного и собственного капиталов МФО предусматривается поэтапное до 2023 года повышение минимальных значений капиталов для МФО с 30 млн. тенге до 100 млн. тенге, для кредитных товариществ – с 10 млн. тенге до 50 млн. тенге, для ломбардов – с 10 млн. до 70 млн. тенге. При этом, вновь создаваемые организации должны сформировать уставный и собственный капитал на уровне повышенных минимальных значений.

В отношении действующих организаций микрофинансового рынка, не обратившихся в установленный срок в АРРФР за лицензией, либо которым было отказано в получении лицензии, будут приняты меры по принудительной реорганизации либо ликвидации в судебном порядке.

 

Признаки финансовых пирамид

Вопрос: Подозрительная организация, обещают золотые горы и финансовую независимость моей супруге. Имеют представительства в нескольких городах Казахстана, активно проводят презентации, но 100% уверен, что это финансовая пирамида. Какие признаки у финансовых пирамид?

Ответ:  Если вы сомневаетесь в законности деятельности организаций, рекомендуем в любом случае не осуществлять вложения в такие компании.

Напоминаем об основных признаках финансовых пирамид:

1.        Отсутствие лицензии финансового регулятора на осуществление деятельности по привлечению денежных средств;

2.        Выплата денежных средств новым участникам из вносов других вкладчиков;

3.        Отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов

4.        Подозрительно, если компания зарегистрирована «буквально вчера», накануне сбора средств, у нее минимальный уставный капитал и единственный учредитель.  Особенно это подозрительно, когда компания позиционирует себя, как успешная и развивающаяся;

5.        Организация активно рекламируется и публично обещает неслыханно высокий доход, намного выше рыночного уровня;

6.        Вам заявляют, что рисков нет. Настоящие инвестиционные компании предупреждают вкладчиков о рисках;

7.        Предварительные взносы – надо внести небольшую сумму денег, как правило, наличными, чтобы вас допустили до возможности вложиться в проект (и потом получать гигантские дивиденды). Это явный признак нечестной игры;

8.        Если компания заявляет, что инвестирует ваши деньги в высокодоходные предприятия (к примеру, нефте- или золотодобыча, строительство), просите документальные подтверждения. Документов нет - 100%, что перед вами мошенники;

9.        Из договора непонятно, несет ли компания ответственность перед вами в случае, если что-то пойдет не так. И вы не несите им свои деньги ни в коем случае;

10.      Вас просят привести новых клиентов – это еще один аргумент в пользу того, что перед вами непрозрачная финансовая схема, где хотят нажиться на других.

Вопрос: В течение, какого времени рассматриваются обращения направленные в Агентство?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об обращениях Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

Согласно части первой пункта 2 статьи 8 Закона об обращениях, обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.

Если нарушены Ваши права, как потребителя финансовых услуг вы можете обратиться в Агентство:

  • с письменным обращением по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21.
  • по электронной почте: info@finreg.kz, tal@finreg.kz.
  • В Управления региональных представителей по территориальной принадлежности.