В Казахстане активизировались недобросовестные посредники, предлагающие услуги по реструктуризации кредитов за отдельную плату. Мошенники предлагают услуги по составлению и подаче заявлений на процедуру урегулирования просроченных займов по потребительским кредитам и микрозаймам в кредитные организации. Они убеждают граждан, что обращения, поданные самостоятельно не будут рассмотрены.
Это заблуждение! В целях защиты прав потребителей финансовых услуг с 1 октября 2021 года действует единый законодательный порядок урегулирования кредитными организациями задолженности неплатежеспособных заемщиков – физических лиц. Банки и микрофинансовые организации на законодательном уровне обязаны рассматривать заявления граждан на реструктуризацию просроченной задолженности по займам и микрокредитам. Алгоритм действий заемщиков простой, и никому платить денег за это не надо!
Fingramota.kz напомнит гражданам алгоритм действий, в случае возникновения у него просрочки по кредиту.
1. Банк или МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан:
Поэтому, если заемщик не может исполнять свои обязательства, то в первую очередь ему нужно обратиться с заявлением в банк или микрофинансовую организацию. Ни в коем случае нельзя скрываться от кредитора! Положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитной организации. Поэтому, чем раньше будут приняты меры по урегулированию, тем скорее будет найден взаимоприемлемый вариант погашения задолженности.
2. После получения от кредитора уведомления о возникшей просрочке, заемщику необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовую организацию, в которой он обслуживается для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.
В своем заявлении необходимо указать:
1. Причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках документы, подтверждающие возникшие у вас сложности.
2. Свои варианты по исполнению обязательств.
Согласно законодательству внесение изменений в условия договора кредитования, предусматривает следующее:
Банк обязан принять заявление, зарегистрировать и рассмотреть. В течение 15 календарных дней – предоставить ответ:
Основанием для обращения к кредитору с заявлением о внесении изменений в договор могут быть следующие сложившие обстоятельства:
Важно! Именно заемщик должен предоставить кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, что не позволяет ему исполнять в полном объеме свои обязательства. Непредставление запрашиваемых документов является основанием для оставления заявления заемщика без рассмотрения.
Решение по одобрению изменений в условия заключенного договора займа принимает уполномоченный орган кредитора по результатам рассмотрения предоставленных заемщиком документов, подтверждающих невозможность исполнения обязательств на действующих условиях договора и оценки его платежеспособности.
Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.
В случае если заемщику не удалось достичь согласия с банком или МФО, то он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство). При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения к кредитору и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитора.
Отмечаем, что в период рассмотрения Агентством обращения от заемщика - физического лица, относящегося к СУСН, не допускается обращение взыскания на заложенное имущество путем подачи иска в суд либо во внесудебном порядке.
Справочно! Введенный в 2021 году единый и обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности показал свою эффективность и позволил изменить условия договоров 1,3 млн заемщикам, из них за 2023 г. кредиторами проведена реструктуризация займов 815 тыс. заемщиков (330 тыс. заемщиков банков, 485 тыс. заемщиков МФО).
Что будет, если заемщик не обратится в кредитную организацию?
Если не начать процесс урегулирования, кредитор вправе применить меры в отношении неплатежеспособного заемщика:
При оформлении кредита не торопитесь, сначала изучите, какие комиссии и какие условия есть у банка, МФО. Рассмотрите более короткие сроки кредита, и перед тем, как подписывать кредитный договор, вам нужно обязательно прочитать все его условия. Не торопитесь с принятием решения об оформлении кредита, которое впоследствии может повлиять на ваше финансовое благосостояние.
Повышайте финансовую грамотность и кредитную ответственность вместе с Fingramota.kz!
Дети и финансы: как управлять карманными деньгами онлайн
Новые правила: как теперь коллекторы работают с должниками
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Опасные SMS: как мошенники используют текстовые сообщения для обмана граждан
Кто такие дропперы, и почему это опасно