С начала текущего года мошенники стали активно использовать в своих схемах сервис e-Salyq Azamat, прикрываясь его именем для выманивания у граждан персональных данных, кодов подтверждения и доступа к государственным сервисам.
Как именно действуют злоумышленники и какие меры предосторожности надо соблюдать - рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
«Заказное письмо» с подвохом
Самая распространённая схема - звонок от якобы сотрудника Казпочты. Мошенники звонят потенциальной жертве и сообщают, что пришло заказное письмо. Пока жертва соображает какое письмо должно прийти, мошенники уточняют время, удобно ли получить его в течение двух часов. Как только вы соглашаетесь, он просит подтвердить доставку кодом из SMS. Однако сообщение приходит не с официального номера 1499, а с 1414 - это сервисные номера e-Salyq Azamat или eGov. Завладев кодом, мошенники получают доступ к вашим госуслугам и персональным данным и могут использовать их для оформления кредитов, рассылки фейковых сообщений от вашего имени и других противоправных действий.
В соцсетях пользователи делятся, что такие звонки часто поступают с номеров от ближнего зарубежья. При этом собеседники настаивают, что они сотрудники национальной компании. Цель у них все та же — украсть ваши данные и получить ваши деньги как можно быстрее.
Ещё один способ мошенничества - вам приходит сообщение якобы от E-Salyq Azamat о том, что письмо или посылка прибыли, но для доставки не хватает полного адреса. Далее мошенники просят перейти по ссылке, чтобы дополнить недостающие данные. Разумеется, ссылка ведет на поддельный сайт «Казпочты» - мошенники хорошо научились подделывать любые ресурсы. И если вы перейдете по ссылке, ваши данные и средства могут оказаться под угрозой.
Фишинг через мессенджеры и лжесотрудники
Мошенники также активно используют WhatsApp и Telegram, представляются сотрудниками госорганов, отправляют вредоносные файлы, получая доступ ко всем вашим личным данным.
Есть и сложносоставные схемы. Например, злоумышленники прикрываются E-Salyq Azamat, представляясь сотрудниками энергетической компании. Они звонят человеку и сообщают, например, что ему в срочном порядке нужно заменить счетчики - иначе его ожидает штраф. А для ускорения предлагают поставить в электронную очередь. Для этого они просят сообщить SMS-код от E-Salyq Azamat или eGov. Дальше в игру вступают лжеполицейские, которые звонят с сообщением о том, что банковский счет жертвы был взломан, но его можно защитить, переведя деньги на «безопасный» счет. При такой схеме человек по своей воле отдает мошенникам и личные данные, и деньги.
В последнее время мошенники также стали все чаще представляться сотрудниками регистратуры поликлиник, и даже могут называть правильные адреса и названия — для достоверности. При разговоре аферисты говорят, что якобы правила изменились, и теперь записаться к врачам и вызывать скорую можно только по номеру медицинской декларации. Под предлогом этого мошенники выманивают одноразовый код для входа в приложения E-Salyq Azamat или eGov. Получив шестизначный код от доверчивого гражданина, они получают полный доступ к его персональному аккаунту.
Также популярна легенда о «замене счётчиков по госпрограмме». Мошенники звонят, представляясь сотрудниками коммунальных служб -например, «Астана Энергосбыт» или «Алматы Су». Они рассказывают о некой «государственной программе по замене счетчиков» и расспрашивают о последних проверках. Затем оформляют фиктивную заявку и отправляют на телефон код под предлогом ее подтверждения. Конечно, на самом деле этот код нужен им для получения доступа к государственным цифровым сервисам.
Как защитить себя от цифровых мошенников?
1.Никогда не сообщайте шестизначные коды. Ни Казпочта, ни банки, ни госорганы их не запрашивают.
2.Проверяйте номер отправителя. У Казпочты -1499. Никакие 1414 или зарубежные номера не имеют отношения к доставке.
3.Не переходите по сомнительным ссылкам. Все действия лучше выполнять через официальные сайты или приложения: qazpost.kz, eGov.kz, eGov mobile.
4.Не открывайте файлы, присланные незнакомцами через мессенджеры - это может быть вирус.
5.Проверьте информацию через официальные каналы. Завершите разговор и перезвоните в компанию или учреждение самостоятельно.
6.Установите запрет на кредиты через “Стоп-кредит”. Это можно сделать в eGov или eGov-mobile. Так мошенники не смогут оформить на вас займы.
7.Сообщайте о подозрительных звонках в полицию и делитесь информацией с близкими.
Самое главное, что нужно помнить: сотрудники государственных и правоохранительных органов, национальных компаний, банков никогда не требуют перевода денег на сторонние счета и не запрашивают шестизначные коды. Любые такие требования показывают, что перед вами мошенники, а не госслужащие.
Берегите себя, свои деньги и повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Безопасность в e-Salyq Azamat: что нужно знать о новых схемах мошенничества
Что такое налоговые вычеты и как их применить в 2025 году
Агентство провело III кейс-чемпионат «Финатлон» по финансовой грамотности среди студентов колледжей...
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Банкротство граждан в Казахстане: как это работает и какие новшества введены
Разрушаем мифы: как взаимодействовать с коллекторами