Как защитить пожилых людей от финансового мошенничества: новые правила и рекомендации

time 1.10.2025

1 октября в Казахстане отмечают День пожилых людей. Эта дата является прекрасным поводом вспомнить заслуги старшего поколения, по-новому взглянуть на возможности и потребности пожилых людей. 

Категория 60+ остается одной из самых уязвимых для мошенников. Причины понятны: доверчивость, недостаточная цифровая грамотность и, порой, отсутствие постоянной поддержки со стороны близких. 

Fingramota.kz расскажет о распространенных методах обмана и правилах безопасности и о том, как обезопасить пожилых людей от мошенников. 

Финансовые пирамиды охотятся за пожилыми

Часто мы слышим истории, что пенсионеры общаются в мессенджерах с так называемыми «рекрутерами», которые чаще всего просят оформить подписки, покупать «чудо-товары» (БАДы, косметика, бытовые приборы), привлекать новых подписчиков. 

Многие пожилые люди, как говорят их родственники, «переходят из пирамиды в пирамиду». Как правило, им обещают «высокий доход без риска», используют слова «инвестиции», «стартап», «госпрограмма». 

Самый распространенный прием мошенников - психологическое воздействие, игра на желании помочь детям и внукам - «заработай для семьи», - и обещание «бесплатных бонусов», подарков, льгот.

Признаки финансовой пирамиды: 

  • Основной доход идёт не от продажи товаров/услуг, а от привлечения новых участников.

  • Требуется «вступительный взнос» или регулярные платежи.

  • Нет лицензии на деятельность (проверяется на сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка — gov.kz).

  • Обещание гарантированного высокого дохода «без риска» от 20-30% ежемесячно. 

  • Ставят условия «реши прямо сейчас».

Как защитить пожилых родственников?

Установить лимиты на банковские карты и включить SMS-уведомления.

Регулярно обсуждать с пожилыми родственниками тему мошенничества.

Просить их не вкладывать деньги без консультации с близкими.

«Ваша карта заблокирована»: звонок псевдобанкира

Злоумышленники звонят и сообщают о «подозрительных операциях» по карте. Предлагают «защитить средства» и просят назвать номер карты, CVV-код, PIN или SMS-пароли. Иногда убеждают установить программы удалённого доступа (TeamViewer, AnyDesk). Итог — полный контроль над счётом и кража средств.

Как защитить пожилых родственников?

Объясните, что банк никогда не спрашивает коды и реквизиты по телефону.

Поставьте защиту от нежелательной установки приложений особенно по просьбе посторонних и двойное подтверждение операций со смартфоном. 

Расскажите, что при сомнительном звонке необходимо положить трубку и перезванивать в банк по официальному номеру.

«Ваш родственник попал в беду»: игра на страхе

Мошенники представляются полицейскими или врачами и сообщают, что близкий человек якобы в беде: авария, задержание, больница. Чтобы «решить вопрос», требуют срочный перевод денег или передачу наличных курьеру.

Что нужно сделать пожилым людям?

Сначала свяжитесь с родственниками напрямую.

Не отдавайте деньги неизвестным людям.

Сообщайте о таких звонках в полицию.

«Вам положена выплата»: звонок или визит сотрудника государственного учреждения

Под видом сотрудников пенсионного фонда или акимата мошенники обещают доплаты, компенсации, субсидии. Для «оформления» требуют карту и коды из SMS либо подпись под поддельным бланком. Иногда приходят домой с фальшивыми удостоверениями.

Что нужно знать и сделать?

Все выплаты оформляются только через ЦОН или eGov.kz.

Проверяйте документы — звоните на номер 1414.

Никогда не сообщайте личные данные незнакомцам.

Меры защиты пожилых людей

Агентство усилило защиту потребителей финансовых услуг. Введены:

  • Запрет на агрессивный маркетинг кредитов и инвестиций для уязвимых категорий (в том числе пенсионеров).

  • Ужесточение требований к МФО и банкам — запрет звонков с навязыванием продуктов, защита от скрытых комиссий.

  • Установка вместе с пожилыми родственниками сервиса «Добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов», или проще говоря, «Стоп кредит». Подключить его можно всего за несколько минут через портал eGov.kz или мобильное приложение eGov Mobile, и пользоваться им можно столько времени, сколько необходимо: ограничений по срокам и количеству обращений нет.

  • Согласие супруг(и)а необходимо при получении кредита или микрокредита, сумма которого превышает 1000 МРП (3 932 000 тенге в 2025 году). Согласие оформляется в письменной или электронной форме через eGov или мобильное приложение банка, если заемщик состоит в зарегистрированном браке. Если кредит выдан без согласия супруга, то кредитор обязан списать такую задолженность.

  • Сервис «Вторая рука»

Это инструмент, разработанный Агентством, направленный на защиту пожилых людей и лиц с инвалидностью от мошенничества. Суть сервиса в том, что пожилой человек или человек с инвалидностью может по договорённости назначить «помощника» (доверенное лицо) из числа клиентов того же банка или финансовой организации. 

Помощник получает уведомления о планируемых операциях клиента — переводах, открытии вкладов или карт, обмене валюты, инвестиционных услугах и др. Помощник может подтвердить операцию или отклонить, если сочтёт её подозрительной. 

Если со стороны помощника есть подозрение в мошеннических действиях, кредитная организация обязаны будут отключить услугу «Вторая рука» с уведомлением клиента. 

Сервис будет апробироваться (протестирован) в первом полугодии 2026 года, после чего планируется внести соответствующие нормы в законодательство, чтобы сделать обязательным для кредитных организаций.  

Простые правила финансовой безопасности для пожилых

  • Никогда не сообщайте по телефону реквизиты карты и коды из SMS.

  • Проверяйте документы у тех, кто представляется госслужащим.

  • Советуйтесь с родственниками перед любыми денежными переводами.

  • Запишите телефоны близких, банка и полиции и держите их под рукой.

  • Не храните крупные суммы наличными дома.

  • Не бойтесь говорить «нет» незнакомым людям.

Повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz

white-arrow К списку