Наверняка вы сталкивались сами или наблюдали, как 3-5 летний малыш вопит в магазине, выпрашивая игрушку. Или подросток требует новый мобильный, «терроризируя» родителей и объявляя им «бойкот»…
О балансе
Формы финансовых требований и протеста детей разные, соответствующие их возрасту, но причина одна: родители не смогли изначально привить своему чаду основы финансовой культуры и грамотности. Причем не важно, каков доход семьи, – высокий, средний или низкий. Тема денег не так часто рассматривается в семьях как предмет обучения.
Между тем этот вопрос требует системного подхода, чтобы научить детей азам финансовой грамотности. Сформированные в детстве правильные финансовые привычки помогут в будущем правильно вести свой личный или семейный бюджет: уметь балансировать доходы и расходы, копить, инвестировать, привыкать к самостоятельности и ответственности.
Другое дело, что мало кто из родителей знает, как подступится к этому вопросу. Побродив по интернету и соцсетям, можно наткнуться на оживлённые дискуссии по поводу обучения детей основам финансовой грамотности, и порой взаимоисключающие советы и рекомендации. В полемику вовлечены педагоги, психологи, финансисты. Fingramota.kz отобрала те рекомендации, которые трудно оспорить.
О деньгах - без табу
Может, кому-то это покажется странным, но ребенку в 4 года проще рассказать и объяснить, почему нельзя купить все и сразу, чем подростку в 14 лет, который до этого возраста не вникал в тему заработков родителей, семейного бюджета и не знал до сей поры отказов.
Нужно обсуждать как с малышом, так и с подростком доходы семьи и планы покупок, показывая, какие есть обязательные траты и сколько остается свободных денег. С малышом для наглядности лучше сыграть в магазин, покупая «еду», «воду», «лекарства», оплачивая «электроэнергию» или «транспорт», а не только наряды для Барби или новую маску для Человека-Паука или оснащение для всей команды «Мстителей».
С подростком лучше вместе провести расчеты на калькуляторе, поручить заполнить квитанцию на квартплату, выполнить другие нехитрые расчеты, чтобы выяснить, что остается от бюджета после всех оплаты обязательных расходов. Причем не обставляйте это, как урок ли практикум. Есть немало деловых поводов: родителям некогда, бабушка потеряла очки, дед не освоил новый компьютер.
И никогда не обрывайте просьбы о покупках раздраженным окриком или жестким отказом. Обсудите вопрос и возможности этого приобретения спокойно, аргументированно. Даже если покупка запланирована через полгода или год, ребенок, как бы ни был мал, поймет. Особенно если будет знать, что и сам может какую-то часть суммы сам заработать или накопить благодаря карманным деньгам или денежным подаркам ко дню рождения или Новому году. К слову, денежный конверт или перевод на карточку зачастую для одариваемого (в том числе ребенка) бывает лучше, чем 35-я пара перчаток или носков. Это тоже стоит оговаривать заранее.
О карманных деньгах
Это святая родительская обязанность. Едва малыш смекает, что деньги нужны для покупок, можно смело включать в семейный бюджет такую статью расхода как карманные деньги. Выдавать их можно еженедельно – такая регулярность – первый шаг к планированию и расточительности ребенка.
Чтобы мелочь не валялась по всему дому, с первым «карманным» родительским платежом не лишне будет подарить ребенку и копилку. С одной стороны это приучит его к аккуратности и бережливости в денежном вопросе. С другой – станет стимулом накопить побольше на желанную покупку. Понятно, что торжественный поход с копилкой за покупками обернется серьезной родительской доплатой, но игрушка, книга, гаджет или что иное, купленные «на свои», будут оберегаться чадом и запомнятся ему надолго.
Карманные деньги для подростка – это уже потребность: ему нужны деньги на завтраки в школе, на проезд в транспорте, кино или театр, мороженое или поход в кафе с друзьями. Родители определяют эту сумму, исходя из своих доходов и требуемого для ребенка минимума.
Подростку можно давать как наличные деньги, так и научить его пользоваться банковской карточкой с установленным лимитом, привязанной к родительской карте. Некоторые банки предлагают такие услуги, которые очень удобны для старшеклассников, студентов, обучающихся в других странах или городах. Есть у карт в личном кабинете и такая опция, как копилка или целевой вклад. Вместе с родителями или с их позволения подросток вполне может делать накопления в рамках выделенного лимита.
Не угрожайте ребенку, что лишите его карманных денег: если они предназначены для, скажем так, жизнеобеспечения подростка – на транспорт, обед, то родители сами себя загоняют в угол. В любом случае, деньги на проезд или обед выдать придется, но наказание теряет всякий, в том числе и педагогический смысл. Возможно, в случае серьезного проступка такая мера может иметь смысл, но это если карманные деньги превышают необходимую для этих целей сумму.
О первом заработке
Это то, из-за чего идут яростные споры. Как и за что платить ребенку: за убранные игрушки, помытую чашку, собранную с грядки клубнику, поход в магазин, хорошие отметки, уборку в доме бабушки? По большому счету - поощрять можно все, но предварительно четко определить критерии: что такое помощь, что такое обязанности, что такое заработок. Например, в три года помыть свою чашку и получить «пятачок» – это заработок. И этот «пятачок» в его финансовом образовании сыграет значительно большую роль, чем купленная на сотню других «пятачков» игрушка. В 13 – это обязанность.
Не у всех взрослых получается определиться с критериями, выработать систему, а самое главное самому следовать этим правилам. Если решились на такой шаг, надо с детьми договориться «на берегу». Образно говоря, подать бабушке стакан воды и принести лекарства – помощь; хорошо учиться (или стараться учиться), заправлять кровать, не раскидывать школьную форму, мыть за собой посуду – обязанность.
А возможности заработка – конкретную работу – лучше сразу обозначить и озвучить тарифы. Премия по итогам четверти; еженедельная уборка квартиры; обязательный выгул собаки; уход за котом или попугаем (даже если они куплены по просьбе ребенка); регулярная покупка продуктов в магазине на первом этаже дома по списку, занятие с младшими братьями или сестрами и т.п. Это могут быть и разовые работы или поручения. Но если честно, возможности честного заработка для ребенка крайне ограничены: популярная еще лет 15 назад распространение бесплатных газет или расклейка объявлений ушли далеко в прошлое. На сельхозработы не отправите (разве что на дачу), а компании, которые берут малолетних сотрудников давно перевелись. Другими же идеями заработка для ребенка 10-14 лет мало кто делится. Остается еще разве что заработок в интернете, в чем молодежь преуспевает, да домашняя подработка, но это – самая оспариваемая рекомендация.
Для многих оплата домашней работы кажется неприемлемой: так и слышится голос мамы из кухни, дескать, она же не берет плату за приготовленный обед, а отец – за то, что отвозит своих наследников в школу… Но при этом мы же спокойно воспринимаем быт из американских фильмов: посидеть за плату 2 часа в качестве няни с соседским малышом или с собственным братом, постричь газон у бабушки, сходить в аптеку и оставить сдачу себе.
Можно конечно сколько угодно утрировать идею оплаты или доводить ее до абсурда, но мало кто будет спорить с тем, что деньги, заработанные своим трудом, ценятся выше, чем то, что просто так дали родители. И тратятся они осмысленные. И цели позволяют ставить, когда в этом вопросе появляется определенная системность и возможность планирования: накопить на велосипед, коньки, горные лыжи, игровую приставку и даже новый ноутбук. Здесь самое главное, чтобы родители не меняли «правила игры» под свое настроение.
Об искусстве тратить
Научить ребенка правильно распределять свои карманные или заработанные деньги – тоже обязанность родителей. Не все и не сразу у него получится: копил на футбольную форму, но потратил все на приставку для младшего брата. Мечтал о новом смартфоне, но решил с классом отправиться в турпоход. Такая смена целей случается и у взрослых. Но только так приобретается личный опыт.
Важно при этом напоминать, что карманные деньги выдаются на повседневные нужды и оставаться без завтрака или обеда – нежелательно. Чтобы точно мониторить (не контролировать!), куда уходят карманные деньги, посоветуйте ребенку делать записи расходов и вести учет своим тратам. Вряд ли надолго ему хватит усидчивости в этом деле, но такой навык ему пригодится, если решит копить на серьезную покупку. Если ребенок поставит действительно стоящую цель, то здесь можно прийти ему на помощь: например пообещать «премию» в размере трети или половины стоимости покупки. Правило простое, но действенное.
И, кстати, сегодня для юных финансистов представлено много отличных интернет-приложений, которые позволяют организовывать не только учет денег, контролировать их расходы, копить, но даже инвестировать. Родители могут отлеживать все операции и направлять детей своими советами.
И еще – проследите, чтобы накопление не обернулось скаредностью. Есть простое правило о десятине на благое дело. Для подростка это могут быть расходы на покупку корма для кота, игрушку для младшей сестры или цветок для мамы – просто так. Ребенок может выручить и семью – отдав свои накопления на какое-то важное приобретение, событие или – «до зарплаты». Но – тут уже ответственность родителей – не забудьте вернуть их ребенку при первой возможности.
Конечно, ребёнок живет в родительском доме, возможно, он не меньше вашего заинтересован в покупке нового телевизора или смесителя для ванны, но цели и задачи его накоплений совершенно иные. Помните, он не просто учится зарабатывать, копить и тратить. Он постигает азы и принципы финансовых отношений, в которых деньги любят счет, а долг платежом красен. И хотя ребенок мал, здесь все по-взрослому и без обмана.
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников
Страхование для накопления – как этим воспользоваться
Конференция по противодействию интернет и финансовому мошенничеству была организована порталом Zakon...
Создан Экспертный совет по повышению финансовой грамотности
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»