Мошенники «на карантине»: вишинг

time 8.07.2020

В карантинный период активизировались телефонные мошенники, которые используют технологии социальной инженерии, чтобы узнать персональные данные клиентов банков. Fingramota.kz расскажет подробнее о данном виде мошенничества.

Вишинг является одним из распространенных способов кражи средств со счетов граждан. Мошенники обзванивают заемщиков, представляясь сотрудниками известных банков, при этом они ловко «подделывают» номера, с которых звонят. Это может быть короткий номер колл-центра банка – современные технологии позволяют это сделать без особых усилий.  При этом сами злоумышленники могут находиться в другом городе или даже в другой стране.

Финансовые мошенники идут на данные ухищрения с одной целью – выманить персональные данные «жертвы». Это ИИН, данные платежной карты или счета, CVV/CVC код, код из SMS-сообщения. И тогда злоумышленники могут обналичить все средства на карте или счете.

Советы от Fingramota.kz: как не стать жертвой вишинг-мошенников

1.Лучше невежливо прервать разговор, чем вежливо сообщить PIN-код карты.

Даже старые проверенные методы мошенников работают безотказно. Самый простой развод: звонит якобы сотрудник банка. Он тревожно сообщает, что по вашей карте пытаются провести транзакцию. И если это не вы, то вам необходимо срочно предоставить звонящему всю информацию по своей карте. В таком случае лучше сразу прервать разговор и положить трубку.

Напоминаем, что сотрудник банка никогда не запросит эти данные и первым не позвонит. Для того чтобы убедиться в том, что к вам позвонили финансовые мошенники, необходимо позвонить в банк, в котором вы обслуживаетесь. Но ни в коем случае не на тот номер, с которого поступил звонок.

2. Не спешите раскрывать первому звонящему свои данные, в банке их и так знают.

Настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить вам, чтобы уточнить вашу фамилию; паспортные данные; какие карты были оформлены; сколько денег на них осталось. В банке имеется ваше полное финансовое досье  – кредитная история. Поэтому с этими вопросами сотрудники банка по телефону никогда к вам не обратятся. Эта информация представляет ценность только мошенникам.

Помните, что банки никогда не звонят сами, чтобы спросить по телефону у клиентов: полный номер карточки; срок ее действия; CVC/CVV; логин и пароль к интернет-банкингу; кодовое слово, код из SMS-сообщения. Эти данные банк может запросить только в том случае, если вы сами позвонили туда, чтобы решить какой-то вопрос. Например, разблокировать карту при поездке за рубеж, уточнить, где можно забрать перевыпущенную карту и т.п.  Если же вам звонят и, представляясь сотрудником банка, запрашивают такую информацию, даже, если ее необходимо продиктовать автоответчику, то можно не сомневаться –  это  мошенники.

3. Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать телефонные мошенники.

На паническое заявление о том, что с вашей картой серьезная проблема лучший ответ: «Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично». Будьте уверены – звонящий тут же отключится. Это очень распространенная уловка – напугать владельца карточки. Ситуации могут быть придуманы разные:

«Кто-то проводит подозрительные транзакции по вашей карточке»;

«Срочно! Уже списана n-ная сумма с вашего счета/карточки, чтобы спасти остаток, надо деньги перевести на временный счет»;

«Это вы пять минут назад подали заявку на оформление кредита? Если нет, то срочно нужны ваши данные, чтобы отменить ее»;

«Ваша карточка заблокирована, чтобы ее разблокировать на ваш телефон придет SMS, в котором указан код, назовите его» и т.д. Главная цель мошенников – напугать вас.

Стоит помнить, что если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу. И лучше всего перезвонить самим в отделение банка и уточнить, действительно ли это они отправили уведомление.

Будьте бдительны и повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!

white-arrow К списку